Lada Vesta дебютировала точно в срок. “акого с ј¬“ќ¬ј«ом раньше не случалось
Lada Vesta дебютировала точно в срок. “акого с ј¬“ќ¬ј«ом раньше не случалось

јлексей јгуреев свою профессию определ€ет как «индустриальный пиарщик». Ёто он жЄстко прошЄлс€ по новому чел€бинскому аэропорту, указав на очевидные «плюхи». ƒва года он проработал на ј¬“ќ¬ј«е в качестве советника президента компании Ѕу јндерссона, как раз в тот период, когда запускалось производство новых Lada Vesta и X-RAY. » сегодн€, в день п€тилети€ Lada Vesta, јлексей готов рассказать, как всЄ выгл€дело изнутри.  стати, нас, журналистов, тогда очень впечатлило, как Ѕу јндерссон, объ€вив точную дату выхода «¬есты» за два года до событи€, выдержал еЄ с точностью до дн€.

ƒо ј¬“ќ¬ј«а швед Ѕу јндерссон руководил заводом √ј«, а ещЄ раньше сменил немало должностей в «большом автопроме», заслужив репутацию жЄсткого топ-менеджера
ƒо ј¬“ќ¬ј«а швед Ѕу јндерссон руководил заводом √ј«, а ещЄ раньше сменил немало должностей в «большом автопроме», заслужив репутацию жЄсткого топ-менеджера

ƒо ухода в бизнес Ѕу јндерссон служил в спецназе шведской армии и дослужилс€ до подполковника. ќтсюда и прозвище ѕолковник (а также Ѕу »нге или Ѕорис »ваныч). ќтсюда и дисциплина, и организованность, и умение вникать во все сложности «личного состава». » способность делегировать ответственность грамотным подчиненным, посто€нный контроль за ними, умение сосредоточитьс€ на «направлени€х главного удара». Ќичего не скажешь — военна€ косточка. я, кстати, увидел параллели между Ѕу и Ѕарклаем-де-“олли.

ярчайшей иллюстрацией этих качеств лично дл€ мен€ стала следующа€ ситуаци€: президент ј¬“ќ¬ј«а и профсоюз предпри€ти€ договорились, что администраци€ будет ежегодно повышать заработную плату на 5%. Ќо при этом выплата тринадцатой зарплаты, ранее традиционно выплачивавшейс€ к отпуску, будет прив€зана к показател€м финансовой прибыльности компании. ѕроще говор€, нет прибыли — нет тринадцатой зарплаты.

Ѕу јндерссон выходил к рабочим с открытым забралом. «а это его уважали
Ѕу јндерссон выходил к рабочим с открытым забралом. «а это его уважали

Ћетом 2015 года нужно было впервые сообщить огромному коллективу, что к корпоративному отпуску дополнительной зарплаты не будет. ћне, как пиарщику, изначально было пон€тно, что любви к президенту компании такое сообщение не прибавит, и € буквально умол€л јндерссона не принимать огонь на себ€, а перепоручить проведение бесед либо дирекции по кадрам, либо руководител€м производственных цехов.

— јлекс, — ответил он тогда, — есть вещи, которые руководитель должен делать сам. я просто об€зан напр€мую говорить с нашими людьми и держать перед ними ответ. –абочие никогда не виноваты в том, что у предпри€ти€ нет прибыли. ќни делают всЄ от них завис€щее. ¬ отсутствии прибыли могут быть виновны лишь руководители. » поэтому € сам, как президент компании, должен объ€снить сотрудникам ту ситуацию, в которой мы сейчас находимс€.

„то сказать? ќн оказалс€ прав, и когда на следующий день Ѕу јндерссон провел в ключевых цехах четыре встречи с рабочими ј¬“ќ¬ј«а, кажда€ из которых продолжалась по полтора–два часа, ситуаци€ разр€дилась. –азговор не был простым, и, казалось, Ѕорис »ваныч уж в тот-то день мог бы и перевести дух. ќн же поехал снова в офис и провЄл все встречи, которые были ранее запланированы на эту дату.

Ѕу јндерссон (слева) и јлексей јгуреев
Ѕу јндерссон (слева) и јлексей јгуреев

–аботать 24 часа в сутки — это у него фишка така€. ¬се руководители ключевых подразделений ежедневно в 6:30 утра встречались с президентом компании в помещении р€дом с конвейером, где проходило первое совещание, уточн€лись планы на день и ближайшие перспективы, разруливались рабочие моменты. Ёкономилась масса времени, так как не сами производственники записывались на приЄм к руководству, а президент компании каждый день начинал с решени€ их проблем.

— ј почему первое совещание в половину седьмого утра?— поинтересовалс€ € как-то у президента. — –ано ведь!

— –абочий начинает свой день в 07:00. ¬ыход€ на своЄ место к конвейеру, рабочий должен видеть своего руководител€ и понимать, что мы все — одна команда, и что мы уже давно не спим, и что мы продумали его рабочий день и подготовили фронт работ!

 ак человек, отвечавший помимо прочего и за позиционирование компании в федеральных —ћ», € часто приглашал и отдельных журналистов, и целые съЄмочные группы на завод, и не было такого случа€, чтобы оператор или корреспондент, побывав на утреннем совещании, не сказал бы: «Ќу классно смотритс€, вы всЄ так грамотно отрепетировали! Ќо признайтесь же, что всЄ это — постановка, специально дл€ нас!» Ќе могли поверить коллеги-журналисты, что жили мы в таком ритме изо дн€ в день, что пон€ти€ «выходные» дл€ руководителей в компании просто не существовало, что повышение качества сборки Lada на 50% за первый же год — это не красивые слова, а посто€нна€ работа и контроль.  онтроль за геометрией кузова, за ростом процента выхода с первой приЄмки, за снижением числа машин, не прин€тых дилерами, за уменьшением обращений за ремонтом в первые три мес€ца и далее по гарантии. ¬от это всЄ медленно, но верно приводило к тому, что репутаци€ ј¬“ќ¬ј«а начала расти. » за всем этим сто€л швед јндерссон.

¬идео: јнастаси€ “регубова / YouTube.com

я в свое врем€ попыталс€ определить (чисто дл€ себ€) стиль руководства јндерссона. ѕолучилось так: —талин-демократ. ƒемократ — потому что учитывает мнение профессионалов и проводит широкое обсуждение перед тем, как прин€ть решение. —талин — потому что при исполнении прин€того решени€ не допускает никаких отмазок и отговорок, а требует точного выполнени€ договоренностей, заключенных договоров и отданных указаний. ” него совершенно бесполезно придумывать «объективные причины» и «переводить стрелки» — и если кто-то пробовал, то с такими людьми он прощалс€ быстро и навсегда.

Ќу, а если вы мен€ спросите, какое самое €ркое впечатление от общени€ с ним, то €, пожалуй, скажу одно слово — чЄткость. ѕо любому вопросу, касающемус€ ј¬“ќ¬ј«а, у него было всЄ разбито по пунктам, и он никогда ни в одном не путалс€. Ћюбой разговор или интервью с ним строилось примерно так:

— ј каковы ваши отношени€ с дилерами? — спрашивает, к примеру, журналист.

— ћы выслушали наших дилеров, проанализировали и установили, что дилеры ждут от нас шагов по четырЄм пунктам, — и далее следовало чЄткое перечисление этих пунктов. — ћы в ответ ожидаем от них шагов по п€ти пунктам, — и перечисление этих пунктов без единой запинки.

— Ќу, а что вы скажете об отношени€х с поставщиками?

— ћы наших поставщиков делим на четыре группы (и перечисление групп). ¬сего поставщиков... (столько-то). Ќаши лучшие поставщики (и название нескольких лучших). ѕроблемные поставщики (и название нескольких худших). ћы ожидаем от поставщиков соответствие п€ти услови€м (далее перечисление условий). ¬ свою очередь, гарантируем им следующие п€ть условий (и снова по пунктам).

ќтношение к Ѕу јндерссону было очень пол€рное: кто-то его боготворил, кто-то почти ненавидел
ќтношение к Ѕу јндерссону было очень пол€рное: кто-то его боготворил, кто-то почти ненавидел

Ќо давайте скажем честно: президента на ј¬“ќ¬ј«е любили далеко не все. ќн и не пыталс€ стать всеобщим любимцем. ≈го должностные об€занности предусматривали руководство предпри€тием в сложный кризисный период, а не борьбу за «приз зрительских симпатий». јндерссону было достаточно того, что он честен и открыт перед коллективом и что довольно быстро ситуаци€ на ј¬“ќ¬ј«е объективно начала развиватьс€ в положительную сторону.

ј с другой стороны, те, кто его откровенно невзлюбил, просто понимали, что јндерссон пусть постепенно, пусть шаг за шагом, но выдавливает из системы завода и окружающей среды тех, кто был не нужен и даже вреден.

ќппоненты президента ј¬“ќ¬ј«а любили тогда воздевать руки к небу и жаловатьс€ вслух: «ƒа мы много перевидали иностранцев, мы много нормально работали и с французами, и с €понцами, но такой вот... в первый раз!».

Ќемало и € повидал на ј¬“ќ¬ј«е и €понцев, и французов, часто присутствовал при разборе спорных ситуаций самим јндерссоном. ћоЄ впечатление такое: тех иностранных специалистов, о которых говорили «мы с ними нормально работаем», до определЄнной степени попросту перемололи «русские жернова».

ѕодумайте сами — они приехали в новый дл€ себ€ город, в новую страну, пытались сделать «как лучше», но на местном уровне зачастую наталкивались на хорошо отлаженную систему корпоративной бюрократии, на многочисленные «объективные причины», на проволочки, на раст€гивание и перенесение сроков, на невозможность что-то изменить. ј врем€ шло, а контракт с ними продолжалс€, а деньги капали, а вот уже и сроки прошли, когда можно было сказать «до мен€ было плохо, но € приехал и смог улучшить». », увы, многие из этих иностранцев перегорели, столкнувшись с реальной действительностью, и стали попросту «отбывать номер». Ќет-нет, они нормально работали, но прорывов не было! јндерссона же «русские жернова» не перемололи. Ќаоборот, очень многие «жернова» весьма скоро пообломали на нЄм зубы и распрощались с выгодными местами. Ёто не могло не вызывать у них антипатии и к самому президенту компании, и к проводимым им масштабным реформам.

 ак ему это удавалось? ƒл€ тех, кому с ним довелось поработать, секрет прост — он не спал вообще никогда. ѕомню, как € удивилс€, получив в первый раз email от президента компании в двенадцать ночи. Ќет, € уже слышал тогда, что он работает до часа или до двух, а встаЄт в четыре–п€ть. Ќо, как и операторам съЄмочных групп, поначалу не верилось. ѕотом удивл€тьс€ перестал.

–уководитель должен работать 24 часа в сутки и 7 дней в неделю — по этому принципу он сам жил и в “оль€тти, и в »жевске, и не меньшей преданности делу ожидал и от любого другого руководител€ ј¬“ќ¬ј«а. Ќо при этом интересы рабочего человека по его шкале ценностей всегда стоили того, чтобы руководитель не поспал ночь.

Lada Vesta дала ј¬“ќ¬ј«у мощнейший толчок. —егодн€ она в топах продаж
Lada Vesta дала ј¬“ќ¬ј«у мощнейший толчок. —егодн€ она в топах продаж

’отите пример? ќдним из источников самых больших кошмаров любого начальника на ј¬“ќ¬ј«е был email-адрес президента компании. ќн открыто за€вл€л на встречах с коллективом, что на этот e-mail ему может написать любой сотрудник, и что каждое письмо будет рассмотрено, и ни при каких услови€х ни один из пожаловавшихс€ не столкнЄтс€ ни с какими санкци€ми. Ќу, люди у нас хоть и недоверчиво осторожные, но «крыть правду-матку» люб€т. ј потому никто не стал писать со своих адресов, тем более корпоративных, но очень быстро на почту президента начала приходить сама€ разна€ информаци€ о положении дел. Ёто был взгл€д с другой стороны. Ќастолько пр€мой обратной св€зи € на своЄм опыте не встречал на тот момент больше ни в одной компании –оссии. ј президент ј¬“ќ¬ј«а каждый день, вернувшись из офиса, порой по несколько часов ночью разбиралс€ с поступившими сигналами.

 аков эффект от этой обратной св€зи? ƒа хот€ бы тот, что когда мастеров завода по какой-то бюрократической причине «позабыли» включить в списки дл€ повышени€ зарплаты, то распор€жением президента, получившего «сигнал с мест», уже на следующий день эта ситуаци€ была исправлена. ј ведь мог бы быть конфликт на ровном месте. » вот именно о таких случа€х — о конфликтах и упрЄках в адрес Ѕу јндерссона € и расскажу далее.

 огда осенью 2014 года € впервые оказалс€ в «русском ƒетройте», то был немало поражЄн и городом, и жител€ми. √ород — интересный и необычный, раст€нутый на части. ј из разговоров с горожанами, водител€ми такси, местными журналистами создавалось впечатление, что каждый из них в прошлом работал на заводе (не прин€то уточн€ть на каком; если говор€т завод, то €сно какой), до сих пор имеет на ј¬“ќ¬ј«е источник информации самого высокого уровн€ и разработал свою собственную стратегию выхода автогиганта из кризиса. ƒругими словами, город дышит заводом, гордитс€ заводом и выпускаемыми машинами.

Ќо вот поговоришь чуть подольше и понимаешь, что эта всеобща€ любовь имеет и свою оборотную сторону.  ак-то само собой разумеетс€ в разговорах толь€ттинцев, что продукци€ завода замечательна€ всегда была, есть и будет, что все критические отзывы — это чьи-то происки (скорее всего, конкурентов), что завод об€зан кормить всех и каждого в бывшем —таврополе-на-¬олге, и что все «пришлые», что пытаютс€ проводить хоть какие-то изменени€, делают только хуже и автомобил€м, и заводу, и городу. “ем более јндерссон с его энергией инноватора, хваткой бульдога, организованностью военного и неотвратимостью асфальтового катка.

 огда речь заходила о нЄм, вс€ко лыко было в строку, и в адрес јндерссона за два года его президентства на самых разных уровн€х выдвигалось столько разных обвинений, и про него ходило столько слухов, что перечислить сейчас все — абсолютно нереально. ѕопробую всЄ же вспомнить некоторые, самые запомнившиес€.

Ѕыл, например, слух, что јндерссон заставл€ет больных ходить на работу, а иначе премии лишает, а в результате гибнут люди. ќбъ€сн€ю, как было на самом деле. ¬ 2014 году президент ј¬“ќ¬ј«а, проанализировав данные дирекции по персоналу, увидел, что в течение года почти 90% работников российского автогиганта по разным совершенно уважительным причинам не выход€т на работу. ѕодчеркну еще раз, по уважительным, а называетс€ это €вление абсентеизм.

ƒл€ предпри€тий абсентеизм — огромна€ дополнительна€ нагрузка. ќно и пон€тно, если задачу приболевшего офисного сотрудника можно либо перераспределить, либо перенести сроки исполнени€, то с работой у конвейера такое не прокатит. ¬ результате службе кадров изначально приходилось набирать сотрудников с неким запасом. –азумеетс€, абсентеизм встречаетс€ на любом производстве, но всЄ дело в масштабах: когда по болезни или другим уважительным причинам (к примеру, отгул за свой счЄт) за год работу пропускает 10–20% сотрудников, это одно. ј вот когда процентов 90, то картина уже совсем друга€.

ѕрезидент јндерссон решил поинтересоватьс€ у кадров, по каким таким уважительным причинам происходит большинство пропусков? ќказалось, что в основном это простудные и другие неопасные заболевани€. ј неофициально добавили, что весьма часто простуженные во врем€ болезни работают на дачах или подрабатывают частным извозом, но официальный больничный лист завод об€зан оплачивать по закону.

— ћы об€заны выполн€ть закон и об€зательно будем оплачивать больничный лист, — сказал тогда руководитель ј¬“ќ¬ј«а. — Ќо помимо этого мы выпишем премию в размере мес€чного оклада тем, кто за год не пропустил ни одной рабочей смены и всегда выходил по графику. Ёто не только станет наградой дисциплинированным сотрудникам, но и послужит хорошим стимулом дл€ других, чтобы тщательно следить за своим здоровьем, закал€тьс€ и заниматьс€ спортом!

» что тут началось: возмущени€, интриги, обвинени€, немыслимые логические построени€, интерпретации. ¬ конце концов, определилс€ список из чуть менее 5 тыс€ч человек, которые и получили премию. ј уже на следующий год число здоровых автовазовцев, премированных за 100% выход на работу по графику и без пропусков, увеличилось до 13,5 тыс€чи человек. Ќикакому ћинздраву, пожалуй, такие показатели оздоровлени€ населени€ и не снились.

—тарт производств Lada Vesta в »жевске
—тарт производств Lada Vesta в »жевске

ќбвин€ли јндерссона и в том, что он отдаЄт предпочтение иностранным поставщикам в ущерб российским. ƒавайте подумаем: дл€ того, чтобы собрать хорошую машину, необходимы хорошие автокомпоненты, а в автокомпонентах — хорошие детали. Ќо 2014 год принЄс интересные открыти€. ќказалось, что, во-первых, некоторые поставщики были уверены, что они могут не исполн€ть своих об€зательств, срывать договорные поставки, не выдерживать сроки и не бо€тьс€ последствий, типа, а куда ј¬“ќ¬ј« денетс€, ведь части на вазовские машины поставл€ют только они. ј во-вторых, начавшийс€ в 2014 году кризис и обострение отношений, в том числе с “урцией, вы€вили, что многие проблемные российские поставщики оказались, как бы это сказать... не совсем российские.

я прекрасно помню утреннюю планерку (ту самую, в 06:30 утра), на которой один из коллег докладывал о непоставках деталей от российского поставщика в св€зи с ухудшением отношений с “урцией.

— ј при чЄм здесь “урци€? — задал логичный вопрос президент. — Ёто же наш российский поставщик.

— Ќу он не совсем российский, — уточнил коллега. — ќни получают детали из ≈вропы, собирают в “урции, но упаковывают и маркируют и правда в –оссии! » потому во всех контролирующих органах официально зарегистрированы как российские.

— »зучите вопрос! — распор€дилс€ јндерссон.

ј через несколько дней коллега докладывал, что этот псевдороссийский производитель предупредил о планах подн€ть цены.

— ј контракт нам позвол€ет закупать эту деталь напр€мую?

— –азумеетс€.

— ј со сборкой и транспортировкой мы заплатим дешевле или дороже новой цены нынешнего поставщика?

— —борку можно организовать на месте в ≈вропе, и всЄ равно мы заплатим дешевле даже нынешней цены!

— “огда предупредите нынешнего партнЄра и попросите его не повышать цены, чтобы нам не мен€ть поставщика!

— ”же предупредили. ќн ответил, что не может не повышать.

Ќу и как в такой ситуации не отдать предпочтение тому, кто продаЄт дешевле. ј на месте обиженного поставщика, как не жаловатьс€ на злобного јндерссона?  стати, лично у мен€ сложилось впечатление, что дл€ поддержки реальных российских производителей можно было просто назначить Ѕу јндерссона ответственным ещЄ и за них тоже.  ак президент ј¬“ќ¬ј«а он действовал в интересах своего предпри€ти€, своих работников и акционеров. Ќо если он отвечал бы ещЄ и за всех смежных поставщиков–производителей ј¬“ќ¬ј«а, то уверен, смог бы найти решение, перенаправить логистические потоки и заставить всех работать!

¬идео: AutoVestiTV / YouTube.com

ƒл€ мен€ очевидно, что усили€ Ѕу јндерссона на посту президента ј¬“ќ¬ј«а дали зримые результаты. ѕо€вление Vesta и X-Ray точно в срок — это далеко не блин комом. я глубоко уверен, что необходимо продолжать и развивать практику привлечени€ западных менеджеров «первого эшелона» в экономику страны. ј нелегкий опыт Ѕу јндерссона в Ќижнем и в “оль€тти — тот урок, который надо учесть на будущее.

—огласны с автором?

јвторизируйтесь,  чтобы проголосовать ќпрос завершен ¬ы успешно проголосовали! –езультаты будут опубликованы по завершении опроса.
  • ƒа
  • Ќет
  сожалению, ваш браузер сильно устарел и не поддерживает технологию голосовани€