ѕокупка автомобил€ в јрмении была выгодна в 2014–2019 годах из-за особенностей таможенного законодательства
ѕокупка автомобил€ в јрмении была выгодна в 2014–2019 годах из-за особенностей таможенного законодательства

—амим таким автомобил€м грозит эвакуаци€ на штрафсто€нку, а их хоз€евам — лишение прав, изъ€тие документов и госномеров. јвтовладельцы создали петицию с требовани€ми прекратить подобные акции. ƒокумент подписали около 9000 человек, а в —таврополье прошЄл сход с призывом к власт€м решить проблему. Ќо позици€ чиновников по вопросу пока не изменилась, и обладател€м «арм€нских» автомобилей по-прежнему предлагают оплатить полную таможенную пошлину и погасить долги по транспортному налогу.

¬ √»Ѕƒƒ –оссии также придерживаютс€ жЄсткой позиции по вопросу.

— ѕо действующим законам владелец автомобил€ должен поставить его на учЄт в дес€тидневный срок с момента ввоза на территорию –оссии или покупки автомобил€ в случае, если он ввозит его дл€ личного пользовани€ на срок более года, — уточнили в ведомстве. — јвтомобили, которые ввоз€т таким образом граждане –оссии, не считаютс€ участвующими в международном движении, то есть дл€ их владельцев возникает об€занность поставить их на учЄт в установленный законом дес€тидневный срок.

ј постановка на учЄт, в свою очередь, влечЄт необходимость растаможивать автомобиль по российским ставкам. –анее ведомство разослало региональным управлени€м √»Ѕƒƒ инструкции, в которых конкретизировалс€ состав правонарушений владельцев автомобилей с иностранными номерами, не зарегистрированных должным образом.

ћы уже рассказывали, почему «арм€нские» автомобили пользовались спросом в –оссии: из-за особенностей вступлени€ јрмении в ≈вразийский таможенный союз (≈јЁ—) с 2014 по 2019 год возникла неоднозначна€ ситуаци€, когда при фактически открытых границах таможенные пошлины в јрмении были в несколько раз ниже российских. “ак граждане –оссии и  азахстана нашли несколько лазеек, с помощью которых ставили автомобиль на учЄт в јрмении и экономили сотни тыс€ч рублей на пошлинах, транспортном налоге, а ещЄ — штрафах с камер фотовидеофиксации.

— 2020 года таможенные пошлины в јрмении выравн€лись с российскими, а с июл€ √»Ѕƒƒ стала обращать на владельцев подобных машин пристальное внимание. »х привлекали по двум стать€м административного кодекса: 12.1 и 12.3. ќбе выгл€д€т довольно м€гкими, но имеют двойное дно.

„асть 1 статьи 12.1  ојѕ наказывает за управление автомобилем, не зарегистрированным в установленном пор€дке: в данном случае речь о езде сверх дес€тидневного срока, который отводитс€ на перерегистрацию машины после покупки. Ќа первый раз нарушителю грозит штраф 500–800 рублей, за повторное — 5000 рублей или лишение прав на срок до 3 мес€цев.

Ѕолее попул€рна часть 1 статьи 12.3  ојѕ. ƒл€ автомобилей, ввезЄнных в јрмению после окт€бр€ 2014 года (с момента вступлени€ в “аможенный союз), необходимо иметь документы о таможенном оформлении. »х отсутствие грозит штрафом 500 рублей, но главное — помещением автомобил€ на спецсто€нку. ¬ первый год после ввоза машины считаетс€, что она участвует в международном движении, то есть имеет право ездить без таможенного оформлени€. Ќо после этого периода инспекторы √»Ѕƒƒ имеют право задержать еЄ до устранени€ проблемы.

Ўтрафы за езду без регистрации небольшие, но возможно также лишение прав и эвакуаци€ автомобил€ на штрафсто€нку
Ўтрафы за езду без регистрации небольшие, но возможно также лишение прав и эвакуаци€ автомобил€ на штрафсто€нку

¬ладельцы «арм€нских» автомобилей с такой интерпретацией законов не согласны.

— Ёти автомобили свободно проходили все границы на пути от јрмении до –оссии, и никакого интереса к ним ни со стороны таможенников, ни со стороны √»Ѕƒƒ не было много лет, — возмущаетс€ владелец BMW с арм€нскими номерами ѕавел. — “еперь получаетс€, что закон имеет обратную силу, и мен€ постфактум заставл€ют оплатить почти миллион рублей таможенных пошлин. ≈сли бы власти сразу обозначили свою позицию, не было бы такого количества ввезЄнных из јрмении автомобилей, а так получаетс€, что людей спровоцировали и подставили.

√лавным предметом спора между владельцами «арм€нских» автомобилей и власт€ми €вл€етс€ статус таких машин: первые считают их предметами личного пользовани€, вторые — иностранными товарами.

јвторы петиции, цитиру€ ответ ‘едеральной таможенной службы, указывают, что транспортные средства дл€ личного пользовани€ попадают в исключение списка товаров, подлежащих таможенному декларированию. ќни подчЄркивают, что новые требовани€ нарушают основной принцип ≈јЁ— — свободное перемещение товаров. “акже они считают незаконным применение статьи 12.3  ојѕ –‘, поскольку владельцы таких машин имеют при себе все документы, необходимые дл€ перемещени€ по территории –оссийской ‘едерации.

¬ ‘едеральной таможенной службе объ€снили, что автомобили дл€ личного пользовани€, ввозимые из јрмении, не подлежат таможенному декларированию, но дл€ них не примен€етс€ процедура временного ввоза, а если они были растаможены по иным ставкам, чем действуют в –‘, машины считаютс€ иностранным товаром. ¬ этом случае от уплаты российских пошлин освобождаютс€ лишь граждане јрмении.

јвторы петиции, в свою очередь, ссылаютс€ на экономические трудности, хот€ и не без доли лукавства:

— ¬ данный момент около 300 тыс€ч росси€н наход€тс€ в страхе потер€ть свои автомобили, лишитьс€ последнего, лишитьс€ средства передвижени€ дл€ своих семей. ¬о врем€ пандемии страх потер€ть автомобиль особо усиливаетс€ на фоне массовой безработицы, потери бизнеса и снижени€ дохода, а ведь и так люди покупали автомобили в јрмении из-за низкой цены по сравнению с ценой в –оссии.

Ќаибольший профит при покупке автомобил€ в јрмении получалс€ дл€ премиум-марок
Ќаибольший профит при покупке автомобил€ в јрмении получалс€ дл€ премиум-марок

ѕри этом с арм€нскими номерами чаще езд€т достаточно дорогие автомобили, так что тезис о «последнем средстве передвижени€» выгл€дит не слишком убедительным. ѕравда, есть и исключени€, например, арм€нской лазейкой пользовались многодетные родители, которые не могли позволить себе минивэн по российским ценам. Ќа внутреннем рынке предложение таких машин крайне ограниченно, а цены совсем небюджетные, например, семиместные минивэны в п€тилетнем возрасте сто€т 1–2 миллиона рублей и дороже. »х покупка в јрмении позвол€ла сэкономить примерно 40% от стоимости.

„асть владельцев уже обратилась в суды, пыта€сь отменить постановлени€ по статье 12.3  ојѕ и вернуть автомобиль со штрафсто€нки. ∆итель Ќижнего “агила ¬иктор Ўахов попыталс€ оспорить действи€ сотрудников, но суд его жалобу не поддержал. ћужчина владеет Nissan Fuga, за который заплатил в јрмении 415 тыс€ч рублей: теперь ему предлагают заплатить таможенную пошлину в 1,25 миллиона рублей.  стати, Nissan Fuga €вл€етс€ отнюдь не бюджетным автомобилем — по сути, это праворульна€ верси€ машины, известной в –оссии под премиальным брендом Infiniti M35/45. —ам по себе Nissan Fuga 2016 года стоит под 2 миллиона. ј вот подборка цен на Infiniti M — они старше, потому дешевле.

Infiniti M — близкий родственник Nissan Fuga
Infiniti M — близкий родственник Nissan Fuga

јвтоюрист Ћев ¬оропаев ранее разъ€сн€л, что многие владельцы автомобилей с арм€нскими номерами посчитали, будто их наказывают задним числом из-за изменений таможенного законодательства, но это неверно.

— Ќа самом деле √»Ѕƒƒ вы€вл€ет нарушение правил регистрации транспортных средств, потому что по российским нормам гражданин должен поставить автомобиль на учЄт по месту жительства в течение дес€ти суток, а это подразумевает оплату всех пошлин, — напомнил эксперт.

ѕроще говор€, об€занность заплатить разницу в таможенных пошлинах возникала у владельцев «арм€нских» машин и раньше, просто власти закрывали глаза на ситуацию, создава€ впечатление, что нерастаможенные автомобили из јрмении могут беспреп€тственно перемещатьс€ по –оссии. —ейчас гайки зат€нули, поставив хоз€ев машин перед трудным выбором: либо возвращатьс€ в јрмению дл€ продажи автомобил€ там, либо платить таможенную пошлину, котора€ часто превосходит стоимость машины.

—  о мне обращались жители самых разных регионов с этой проблемой, но сейчас количество запросов снизилось, потому что перспектив у таких дел немного, — комментирует Ћев ¬оропаев. — Ѕольшинство было заведомо проигрышными, потому что де-юре постановлени€ по указанным стать€м  ојѕ были законными, и развалить такое дело можно разве что по процессуальным основани€м.

ѕохожа€ ситуаци€ сложилась в  азахстане, где боротьс€ с автомобил€ми, зарегистрированными в  иргизии и јрмении, начали ещЄ раньше. — июн€ в стране заработал компромиссный вариант: владельцам предложили ставить автомобили на учЄт с казахскими номерами, но без права отчуждени€. “о есть такую машину невозможно продать, а если возникнет остра€ необходимость, владельцу придЄтс€ возвращатьс€ в јрмению (дл€ этого ему вернут арм€нские госномера). ѕопутно владельцы об€заны заплатить пошлины на общую сумму около 12 тыс€ч тенге (примерно 2 тыс€чи рублей).

 ак следует поступить власт€м с владельцами автомобилей, зарегистрированных в јрмении?

јвторизируйтесь,  чтобы проголосовать ќпрос завершен ¬ы успешно проголосовали! –езультаты будут опубликованы по завершении опроса.
  • «аставить заплатить налоги и пошлины
  • Ќужен компромиссный вариант (примерно как в  азахстане)
  • ѕрекратить все акции по их отлову
  сожалению, ваш браузер сильно устарел и не поддерживает технологию голосовани€