” инспекторов добавитс€ работы: они смогут штрафовать, например, за парковку на газоне
” инспекторов добавитс€ работы: они смогут штрафовать, например, за парковку на газоне

2021 год будет особенно богатым на изменени€ дл€ автомобилистов, потому что часть реформ перенеслась с проблемного 2020-го. ¬ наследство от него — радикально новый  ојѕ, возврат полноценного техосмотра и новые правила сдачи экзамена на права. Ќо и это не всЄ: например, в 2021 году нас почти наверн€ка ждет изменение главного документа — ѕƒƒ.

¬ этом году изменени€ коснутс€ даже экзамена на водительские права

“ехосмотр вернетс€ с 1 марта 2021 года

≈сть две новости, хороша€ и плоха€. Ќачнем с позитива. ¬о-первых, сама€ рискованна€ дл€ автомобилистов часть реформы техосмотра перенесена еще на год — ежедневный штраф в 2000 рублей за езду без диагностической карты по€витс€ только в марте 2022 года. “акже изменилась периодичность дл€ техосмотра: новые машины не проход€т его первые четыре года, после чего необходимо делать это раз в два года, а дл€ машин старше 10 лет — ежегодно. Ёто означает, что в 2021 году техосмотр необходим легковушкам, выпущенным в 2017-м, 2015-м, 2013-м, 2011-м, или старше.

–еформа техосмотра сводитс€ к зат€гиванию гаек в отношении его операторов. “ак, ввод€тс€ крупные штрафы за выдачу диагностической карты без реального осмотра, которые дл€ индивидуальных предпринимателей и юрлиц достигают 300 тыс€ч рублей (стать€ 14.4.1  ојѕ). ≈ще большие штрафы гроз€т за работу без аккредитации или незаконную аккредитацию, а в крайних случа€х махинаторам грозит уголовна€ ответственность по статье 171 ”  –‘ — до 6 мес€цев ареста.

јвтомобилисты за получение липовой карты получат штрафы 5–10 тыс€ч рублей. “акже к ним могут применить часть 3 статьи 327 ”  –‘ — до года лишени€ свободы, но вр€д ли така€ практика будет повсеместной.

‘отосъемка техосмотра станет об€зательной
‘отосъемка техосмотра станет об€зательной

¬се посещени€ пункта “ќ будут фотографироватьс€ с прив€зкой к месту и времени, а информаци€ поступит сразу в базу ≈ј»—“ќ, запись в которой полностью заменит диагностическую карту. «‘илькиной грамоты», котора€ выдавалась на руки, больше не будет. —аму базу защит€т от взлома или создани€ подложных записей, на что ћ¬ƒ потратило крупную сумму — 95 миллионов рублей.

ƒл€ пунктов техосмотра установ€т квоты на пропуск автомобилей, чтобы исключить их работу в конвейерном (читай — попустительском) режиме.

 ак реформа сработает на практике, пока не€сно, но развал системы техосмотра за истекшие 9 лет привел к тому, что часть операторов просто не готова работать по новым правилам уже с марта. ¬ конце феврал€ мы можем увидеть на пунктах “ќ колоссальные очереди из желающих получить карту по старым правилам. ƒругое веро€тное последствие — увеличение числа безосажных водителей, ведь запись в базе ≈ј»—“ќ нужна только ради покупки полиса ќ—ј√ќ (штраф за ее отсутствие, напомним, вводитс€ лишь с 2022 года).

— 1 апрел€ — изменение экзамена на права

Ќесмотр€ на сенсационные публикации в —ћ», экзамен на права изменитс€ не так уж сильно: отказа от этапа «ѕлощадка» (автодром) не случилось. Ќовые правила разрешают провер€ть первичные навыки на «участках дорог с малоинтенсивным движением, тупиковых участках дорог, преимущественно за пределами жилой застройки». Ќо сделано это на крайний случай, например, если автошкола и √»Ѕƒƒ муниципалитета не располагают подход€щей закрытой площадкой. ¬ остальном выполн€ть фигуры на автодроме не запрещено.

јвтодромы не упразднили, просто по€вилась альтернатива
јвтодромы не упразднили, просто по€вилась альтернатива

√лавное изменение — это сли€ние двух практических этапов, то есть экзамена на площадке и в городе. ≈сли сейчас успешно сданный автодром €вл€етс€ «несгораемой суммой», то с апрел€ придетс€ пересдавать его снова, если курсант засыплетс€ на городском этапе. ќбъединение этапов усложн€ет логистику экзамена, потому что ради каждого курсанта по идее нужно возвращатьс€ на автодром. ѕоэтому не исключено, что иногда первичные навыки действительно будут провер€тьс€ на городских улицах в месте, где происходит пересменка водителей.

”сложнитс€ географи€ экзамена. Ѕольше не будет заранее известных маршрутов, и инспектор сможет прокладывать путь, выбира€ из сетки улиц те, где допустима учебна€ езда. ѕопутно сократитс€ число автодромных фигур, и курсанты будут выполн€ть лишь четыре упражнени€: маневрирование в тесных пространствах, параллельную и перпендикул€рную парковку, а также горку.

–адикальный  ојѕ пощадит автомобилистов

¬ 2021 году должен по€витьс€ новый  одекс об административных правонарушени€х с совершенно иной структурой. »зменитс€ нумераци€ глав, и за водительские нарушени€ будет отвечать не раздел № 12, как сейчас, а раздел № 21. Ќовый  ојѕ будет разбит на три документа, включа€ процессуальный кодекс, куда переедет часть статей, например, посв€щенных штрафной эвакуации автомобилей.

¬ласти отказались от глобального пересмотра таблицы штрафов, который вызвал бурю негодовани€ в прошлом году. Ѕольша€ часть водительских штрафов останетс€ прежней, и по€витс€ важна€ оговорка: после своевременной оплаты штрафа нарушение будет считатьс€ аннулированным. Ёто важно, например, при проезде на запрещающий сигнал светофора: штраф на первый раз составл€ет 1000 рублей, за повторное — 5000 рублей. ¬ новом  ојѕ более крупный штраф будет грозить только нарушител€м-неплательщикам.

Ќовый  ојѕ сделает акцент на предупреждении нарушений, а не на размере наказаний
Ќовый  ојѕ сделает акцент на предупреждении нарушений, а не на размере наказаний

ѕо€в€тс€ и новые типы наказаний. Ќапример, впервые в  ојѕ по€витс€ штраф за парковку на газоне (1,5–4 тыс€чи) или детской площадке (2–5 тыс€ч). ѕримен€ть эти наказани€ можно будет заочно, в автоматическом режиме.

Ќе прекращаетс€ дискусси€ о штрафе за превышение скорости на 10–20 км/час, однако ћ¬ƒ неоднократно высказывалось против снижени€ порога нечувствительности. Ќо окончательное решение еще не прин€то: у идеи много сторонников.

„то нового в ѕƒƒ

»зменени€ в правила готов€т сразу несколько ведомств. “ак, ћ¬ƒ планирует в дес€ть раз увеличить список неисправностей, которые запрещают эксплуатацию автомобил€. ¬ их число попадает, например, езда на несезонной резине: на летней — зимой, на шипованной — летом. »нспектор сможет штрафовать за езду на машине с неисправной јЅ— или подушками безопасности или, например, если фары автомобил€ имеют тонировку или «реснички».

ѕакет поправок от ћинюста уточн€ет р€д мелких аспектов ѕƒƒ, скажем, желта€ сплошна€ разметка вдоль обочины перестанет быть самодостаточной: ее исчезновение не будет означать конец зоны действи€ знака 3.27 «ќстановка запрещена».

¬ ѕƒƒ по€витс€ и нова€ категори€ транспорта — средства индивидуальной мобильности (—»ћы). ¬ это пон€тие включен весь легкий транспорт, кроме велосипедов: моноколеса, электросамокаты, ролики, скейты и так далее. ƒл€ —»ћов установ€т свои правила движени€ и ограничат скорость на тротуарах до 20 км/час.

—транные конструкции на дорогах

¬ 2021 году повсеместно должен по€витьс€ новый тип светофора с лунными секци€ми, которые предупреждают водителей о пересечении траектории с пешеходами при поворотах направо или налево. ¬ прошлом году подобна€ конструкци€ была прописана в √ќ—“ – 52289-2019, а в 2021 году должна по€витьс€ и в ѕƒƒ.

“акие светофоры по€вились еще в прошлом году. —мысла в них немного, но правила есть правила
“акие светофоры по€вились еще в прошлом году. —мысла в них немного, но правила есть правила

 роме того, начнетс€ установка разделителей встречных потоков, которыми по замыслу правительства к концу 2021 года должны быть оснащены до 40% всех четырехполосных дорог. –аботы уже идут в р€де регионов и вызывают массу возмущений автомобилистов, поскольку ограждени€ порт€т вид и сужают проезжую часть.

„ерез несколько лет такие разделители должны по€витьс€ почти на всех широких дорогах
„ерез несколько лет такие разделители должны по€витьс€ почти на всех широких дорогах

—уровый медосмотр перенесен еще на год

— 1 €нвар€ 2021 года должен был заработать новый пор€док выдачи медсправки, который добавл€л к процедуре два очень дорогих теста: на алкоголизм (CDT-тест) и наркоманию. ѕредполагалось, что стоимость справки вырастет до 8–9 тыс€ч рублей. ѕриказ был подписан еще в июне 2020 года, но в последний момент власти спохватились и перенесли новый пор€док еще на год.

Ёлектронные ѕ“— заработают в полную силу

2021-й станет первым полным годом, когда вновь регистрируемые автомобили будут получать исключительно электронные ѕ“—. ¬ отличие от бумажной версии, Ёѕ“— представл€ет собой запись в защищенной базе данных, котора€ содержит гораздо больше информации (включа€ данные о “ќ, ƒ“ѕ, страховках). ѕри регистрации машины на руки автомобилистам теперь выдаетс€ лишь выписка из Ёѕ“—.

ѕри наличии пострадавших ƒ“ѕ оформл€ютс€ по старой схеме с вызовом √»Ѕƒƒ и посещением страховой, но дл€ лЄгких случаев процедура упростилась
ѕри наличии пострадавших ƒ“ѕ оформл€ютс€ по старой схеме с вызовом √»Ѕƒƒ и посещением страховой, но дл€ лЄгких случаев процедура упростилась

ћелкие ƒ“ѕ оформл€ютс€ дистанционно

¬ 2021 году продолжитс€ внедрение новой схемы оформлени€ ƒ“ѕ без пострадавших по системе европротокола. ¬ конце прошлого года в тестовом режиме заработало мобильное приложение «ѕомощник ќ—ј√ќ», которое в течение года должно окончательно войти в моду. ќно позвол€ет не только зафиксировать все подробности аварии, но и передать в страховую извещение в электронном виде. ƒо сих пор сделать это можно было либо лично, либо направив заказное письмо. ѕри этом лимит выплат по ƒ“ѕ, оформленным таким образом, составл€ет 400 тыс€ч рублей (при выполнении условий европротокола).

Ќе исключено также, что власт€м придетс€ искать компромисс дл€ решени€ проблемы автомобилей с арм€нскими номерами. ј этот простой тест позволит определить, что вы знаете о наказании за пь€ную езду в –оссии.