јпрель 2020 года: закрытые автоцентры как символ режима повышенной готовности
јпрель 2020 года: закрытые автоцентры как символ режима повышенной готовности

јвтопроизводители привыкли к превратности российского рынка, но столь суматошного года у них, веро€тно, не было никогда. ≈го последстви€ будут ощущатьс€ еще долго, и о главных из них — в нашем материале.

√од как на качел€х

ѕандеми€ стала не возмутителем спокойстви€, точнее — не первым. ≈ще в марте цены на нефть обвалились ниже нул€, и рубль устремилс€ в очередное пике, после чего тревожные росси€не кинулись скупать автомобили — тогда был установлен первый локальный рекорд продаж. ј вот уже потом вмешалась пандеми€, и наступил худший дл€ автопрома апрель с начала века.

Ќастроение у всех было мрачное: дилеры прогнозировали затаривание складов до конца года и падение продаж на уровне 30–50%. Ќо год снова удивил нас, потому что к июлю-августу спрос превысил предложение, и дилеры столкнулись с дефицитом машин. Ќесколько мес€цев подр€д продажи были выше, чем в относительно спокойном 2019 году, а на итог упали в пределах 10%, что с учетом потер€нного апрел€ можно считать впечатл€ющим результатом. Ќо все понимают — эти продажи перегреты негативными ожидани€ми людей, которые спешили купить автомобиль «по старым ценам», поэтому от 2021 года высоких продаж не ждут.

 арантин сказалс€ даже на весенней переобувке шин: не всем удалось сделать ее с первого раза
 арантин сказалс€ даже на весенней переобувке шин: не всем удалось сделать ее с первого раза

 стати, о ценах...

ќни обновл€ли рекорды каждый мес€ц 2020 года. »х рост можно продемонстрировать на примере Lada Vesta, котора€ год назад стоила от 607 тыс€ч рублей, а теперь — от 677 тыс€ч (+11,5%). Hyundai Solaris 1,6 Comfort подорожал за год с 879 тыс€ч рублей до 941 тыс€чи (+7%). Skoda Octavia, сменив поколение, и вовсе добавила к цене некоторых комплектаций аж 200 тыс€ч рублей. ¬ целом дорожали все модели, а стратеги€ «раньше купил — дешевле вышло» работала весь год.

Ќо даже сейчас цены не отыграли роста курсов валют, которые были главной причиной эскалации. ќтносительно доллара рубль за год обесценилс€ без малого на 20%, а значит, ползучее удорожание машин продолжитс€ и в 2021 году.

 то ушел с рынка

¬ апреле казалось, что рынок ждет больша€ чистка: нечто подобное мы видели в 2015 году, когда из –оссии внезапно ушли концерн GM (марки Chevrolet, Opel, Cadillac) и р€д брендов помельче.

»з значимых дл€ рынка марок в 2020 году выбыл только Datsun
»з значимых дл€ рынка марок в 2020 году выбыл только Datsun

Ќо «мора» не случилось, и в течение года с рынка вымывались лишь откровенно невостребованные у росси€н модели: Renault Koleos, Jeep Cherokee, Mazda3, Volkswagen Arteon, Chevrolet Camaro. »з марок сломалс€ только Datsun, прекративший выпуск автомобилей на мощност€х ј¬“ќ¬ј«а в декабре. Ќо потер€ не слишком заметна: продава€ перелицованную Lada Granta по завышенной цене, за 7 лет €понский бренд так и не продвинулс€ дальше выпуска двух заимствованных моделей. Ќишу Datsun без труда заполн€ет родственный ј¬“ќ¬ј«.

¬ конце года Honda объ€вила об уходе с российского автомобильного рынка, но только в 2022 году. ¬ любом случае продажи у марки в 2020-м не превысили 1500 автомобилей, и она занимает лишь 33-е место в общем рейтинге.

“ренд на укрупнение

”силивают вли€ние крупные игроки рынка, в числе которых аль€нс Renault — Nissan — ј¬“ќ¬ј« — Mitsubishi, корейский дуэт Hyundai и KIA, а также группа Volkswagen. Ќа троих они уже сейчас контролируют 77% рынка, и за год эта дол€ только возросла.

ѕри этом все три концерна как будто не замечают кризиса. ј¬“ќ¬ј« в ближайшие два года готовит п€ть новых моделей и два рестайлинга: это и освеженна€ Lada Niva, и «√ранта» на новой платформе, и кроссовер с вызывающим дизайном.

Ќачинаютс€ продажи обновленной Lada Niva, хот€ технически это всЄ та же Chevrolet Niva, котора€ выпускаетс€ с 2002 года
Ќачинаютс€ продажи обновленной Lada Niva, хот€ технически это всЄ та же Chevrolet Niva, котора€ выпускаетс€ с 2002 года

 омпани€ Hyundai тем временем купила питерский завод GM: тот самый, что американский концерн бросил после внезапного ухода в 2015 году. ¬ следующем году Hyundai выкатит на рынок сразу несколько новинок, в числе которых новые кроссоверы Santa Fe и Tucson.

Ќе спит и концерн Volkswagen, осенью запустивший выпуск новой Skoda Octavia и обновленного Volkswagen Tiguan, а до этого обновивший Rapid и Polo.

¬ общем, кризис идет по привычному сценарию: богатые богатеют, бедные беднеют.

¬ыбора нет

≈ще одно последствие т€желого года: сокращение ассортимента машин и их видового разнообрази€. “енденци€ началась еще в 2015 году, а теперь набрала силу, потому что нишевые модели наиболее у€звимы к рыночным проблемам. ¬ –оссии почти не осталось ситикаров ј-класса, обеднел выбор седанов среднего класса, почти исчезли минивэны, пикапы превращаютс€ в роскошь, а о изысках вроде гор€чих хетчей мы уже и забыли. –оссийский авторынок ст€нулс€ к трем большим категори€м: «народные» машины от Lada Granta до Hyundai Solaris, ниша кроссоверов дл€ людей среднего класса и премиум-сегмент дл€ элит всех калибров.

–€д китайских машин произвел на нас очень хорошее впечатление на тест-драйвах. јзиатам, например, удалось справитьс€ с едким запахом в салоне — характерной проблемой «китайцев» первой волны
–€д китайских машин произвел на нас очень хорошее впечатление на тест-драйвах. јзиатам, например, удалось справитьс€ с едким запахом в салоне — характерной проблемой «китайцев» первой волны

 итайцы наступают

ѕандеми€ началась с  ита€, и страна первой закрыла производства: казалось, год окончательно добьет чайнакары в –оссии. Ќа деле же вышло наоборот, и на фоне падающего рынка именно китайские марки показали максимальный рост. “ак, Haval прибавил в полтора раза и вошел в топ-15 самых попул€рных брендов, не име€ при этом дешевых и массовых моделей. Geely и Chery увеличили продажи на 70% кажда€, а Changan вырос почти втрое.

ќткуда вдруг у росси€н така€ любовь к чайнакарам? ќни прибавл€ют в качестве, активно вывод€т на рынок новые модели и держат ценовой зазор до именитых конкурентов. ¬ услови€х, когда «нормальные» машины резко подорожали или их просто нет в наличии, китайцы услужливо подставл€ют плечо. ¬озможно, этот год станет переломным, и в 20-х годах марки из ѕоднебесной займут примерно ту же нишу, что двадцать лет назад занимали корейцы.

¬ –оссии тем временем развиваютс€ сервисы подписки на автомобиль, и мы посчитали, выгодно ли это.

ѕодыскива€ дешевый вариант, не нарвитесь на автосалоны серых дилеров, которые рекламируют низкие цены, а затем вынуждают покупать автомобиль по заоблачным прайсам. ћы уже рассказывали о технологии их работы.