ћы узнали, какой бизнес вынесет удар пандемии
ћы узнали, какой бизнес вынесет удар пандемии

ѕервый удар от пандемии прин€ли на себ€ две сферы: здравоохранение и частный бизнес. ѕервые готов€тс€ к наплыву пациентов, вторые — к переформатированию. ћы задали экспертам разных профилей очевидный вопрос: как выживать бизнесу? Ќапример, нужно ли сокращать персонал и пр€татьс€ в онлайн? „ерез все диалоги красной линией прослеживаетс€ совет: мен€йте бизнес-мышление, потому что пандеми€ и еЄ последстви€ измен€т мир навсегда.

¬аши амбициозные планы устарели

Ќерабоча€ недел€ и ужесточающийс€ карантин уже нанесли удар по бизнесу. ƒиректор бизнес-школы ¬италий јшмарин считает, что в таких услови€х нужно реагировать быстро:

— ѕервое — законсервировать капиталовложени€ и Ќ»ќ –-работы, в общем, всю де€тельность с прицелом на длинную перспективу, — считает он. — ¬торое — необходимо «выходить в кеш», то есть иметь либо деньги на счетах, либо наличными, сокраща€ активы. —отрудников необходимо переводить на удалЄнную работу с минимизацией оплаты труда.

ќн подчЄркивает, что модна€ сейчас тема с онлайн-доставкой и прочими IT-заменител€ми — это неплохо, но годитс€ далеко не дл€ всех сфер.

— √лавна€ головна€ боль сейчас — что делать с реальным производством? — обозначает он главный вопрос, ответа на который пока нет.

ƒл€ предпри€тий, которые не могут изолировать сотрудников из-за непрерывного цикла работы, эксперты советуют прин€ть максимум усилий ради безопасности персонала: обеспечить средствами защиты (маски, очки, санитайзеры), исключить лишние контакты, организовать транспорт и так далее.

—окращени€ будут, но не тотальные

“орможение деловой активности, карантин и необходимость платить зарплату в нерабочие дни создают все услови€, чтобы работодатель задумалс€ о сокращении штата. ¬прочем, далеко не все эксперты раздел€ют мнение, что это превратитс€ в тенденцию:

— Ќет, речи о массовых сокращени€х не идЄт: нужно спасать экономику, спасать страну, как бы это пафосно ни звучало, — считает аналитик инвестиционного холдинга «‘»Ќјћ» јлексей  оренев. —  адры — это основной капитал, а последстви€ кризиса непредсказуемы, поэтому на данном этапе необходимо прин€ть меры к сохранению штата, иначе потом не с кем будет возобновл€ть работу.

Ёксперты советуют сделать все, чтобы сохранить штат. »наче после кризиса работать будет не с кем
Ёксперты советуют сделать все, чтобы сохранить штат. »наче после кризиса работать будет не с кем

— ќптимизаци€ штата частного бизнеса — это процесс, который идЄт ещЄ с прошлого кризиса 2008–2009 годов, так что у многих предпри€тий уже нет избыточного персонала, — говорит экономист  онстантин ёрченко. — “акой персонал, веро€тно, есть у госструктур, но пойдЄт ли государство на его сокращение? ј дл€ частного бизнеса основной риск — это закрытие, а не массовые сокращени€, потому что сокращать, по большому счЄту, некого.

ѕеревод сотрудников на удалЄнную работу, где это возможно, эксперты считают целесообразным.  роме того, удалЄнка в некоторых случа€х означает повышение эффективности работника: например, он меньше времени тратит на дорогу и меньше отвлекаетс€ на типичные офисные раздражители: разговоры с коллегами, перекуры и прокрастинацию.

— »ногда сотрудник вынужден работать дома даже более интенсивно, чем в офисе, ведь ему нужно показать начальству свою эффективность: он, грубо говор€, чаю выпить боитс€, чтобы не пропустить сообщение или задание, — добавл€ет специалист по кадрам ≈лена Ѕелова.

¬сем шить маски?

—тоит обратить внимание и на огромный спрос, возникший в р€де областей.

— —итуаци€ дл€ всех неожиданна€, и большинством людей сейчас владеет природный страх, а потому растЄт спрос на товары, св€занные с безопасностью: это маски, моющие средства, другие средства защиты, — считает директор департамента политологии и социологии ”р‘” јнатолий ћеренков.

Ќекоторые предпри€ти€ могут пойти на такую «диверсификацию» бизнеса, например, модельер из ≈катеринбурга организовал пошив масок, а Tesla и р€д других автомобильных компаний, включа€ команды «‘ормулы 1», перешли на выпуск аппаратов »¬Ћ, дефицит которых растЄт с каждым днЄм.

¬италий јшмарин советует бизнесменам, готовым к выпуску «экстренных» товаров, обратитьс€ к местным власт€м с инициативой, поскольку такие начинани€ поддерживают в том числе за счЄт госфинансировани€.

√отовы шить маски? —кажите об этом власт€м
√отовы шить маски? —кажите об этом власт€м

јнатолий ћеренков уверен, что, хот€ тренд кажетс€ кратковременным, если смотреть шире, он продолжитс€ и с окончанием пандемии. Ќапример, готовность носить маски в крупных городах иногда сохран€етс€ ради защиты от смога.

— —трах остаЄтс€ в пам€ти надолго, поэтому даже после спада заболеваемости у людей сохран€тс€ многие привычки, например, недоверие к большим компани€м людей, нежелание ехать куда-то далеко. Ёто может спровоцировать спрос в р€де областей, например, на загородную недвижимость в своЄм регионе, чтобы отдыхать дома и с наименьшими рисками, — считает јнатолий ћеренков.

ќнлайн-услуги побед€т, хот€ не сразу

¬се эксперты отмечают рост спроса на онлайн-сервисы, например, телеконференции, дистанционное обучение, службы интернет-доставки и тому подобное. ¬се считают, что этот тренд может закрепитьс€. Ќо специалисты призывают не переоценивать этот тренд.

ќнлайн победит оффлайн. »ли нет?
ќнлайн победит оффлайн. »ли нет?

— ≈стественно, перевести в онлайн можно не всЄ, но, главное, за врем€ карантина люди устанут от онлайна, и когда ситуаци€ нормализуетс€, они рванут в оффлайн, — считает экономист  онстантин ёрченко. — –азговоры о том, что онлайн окончательно победит, идут ещЄ с 90-х годов, но этого не произошло: мы помним, например, пресловутый кризис доткомов, спровоцированный переоценкой онлайн-возможностей мира. ћен€ть деньги на товар лично — это глубоко в натуре человека.

Ѕизнес-эксперт ¬италий јшмарин в свою очередь считает, что, несмотр€ на высокий спрос на онлайн-услуги, он не всегда монетизируетс€:

— ƒа, в услови€х карантина люди хот€т онлайн-развлечений и обучающих сервисов, но проблема в том, что далеко не все готовы за них платить, — объ€сн€ет он. — » сегодн€ мы видим, что крупные площадки открывают бесплатный доступ к своему контенту в надежде сохранить эту аудиторию в последующем.

—прос сохранитс€, но станет «дешевле»

Ёкономист  онстантин ёрченко считает, что спрос не может обнулитьс€, он просто сместитс€ в область более дешЄвых товаров.

— ƒа, в ущерб качеству, но таковы приметы времени: в случае многих товаров мы не можем отказатьс€ от потреблени€, но можем снизить запросы по качеству, — считает он.

ѕри этом возможности дл€ такого «срезани€ жирка» уже отчасти исчерпаны после кризиса 2014–2015 годов.

— ”же тогда многие компании оптимизировали, что могли, и снижали себестоимость, поэтому резерв здесь не бесконечный, — по€сн€ет эксперт.

ћен€йте бизнес-сознание полностью

 оронавирусный кризис до сих пор воспринимаетс€ многими как временное неудобство, непри€тное, но скоротечное. Ёксперты предостерегают от такого оптимизма, поскольку, даже если пандеми€ «уложитс€» в несколько мес€цев, еЄ последстви€ будут ощущатьс€ гораздо дольше. », возможно, приведут к радикальному изменению бизнес-подходов.

— ѕоследние 150 лет экономика развивалась в рамках определЄнной капиталистической парадигмы, одной из черт которой было перепроизводство: мы пришли к ситуации, когда больше усилий тратитс€ на то, чтобы продвинуть товар, а не произвести, — рассуждает аналитик «‘»Ќјћ» јлексей  оренев. — Ѕыло €сно, что эта модель неэффективна, и кризисы часто €вл€ютс€ триггерами перемен, которые кардинально мен€ют все подходы и создают новую реальность.

Ёксперт не исключает, что бизнес-процессы будущего будут больше зав€заны на планирование, в том числе государственное.

ƒаже продукты питани€ в будущем могут производить исключительно под заказ
ƒаже продукты питани€ в будущем могут производить исключительно под заказ

— ѕроизводство под заказ используетс€ уже сейчас: началось всЄ с €хт и самолЄтов, перешло на автомобили, но скоро, веро€тно, такой подход используют и в других сферах, вплоть до производства молока и колбасы, — считает јлексей  оренев. — —ейчас же мы видим магазины, заваленные однотипными товарами с небольшим сроком годности, изр€дна€ часть которых потом просто утилизируетс€.

ѕользу онлайн-технологий эксперт видит не только в возможности удалЄнной работы, но и в более точечном подходе:

— ƒаже если через 4–6 мес€цев с пандемией удастс€ справитьс€, думающие бизнесмены извлекут уроки и адаптируютс€ к новой реальности, в которой нужно будет работать прицельно под запросы конкретного клиента.

јлексей  оренев не исключает также усилени€ импортозамещени€, причЄм касаетс€ это не только –оссии, но мира в целом: нынешний кризис показал рискованность интернациональных производственных цепочек.

ќщутили ли вы вли€ние «коронавирусного кризиса» на вашу сферу де€тельности?

јвторизируйтесь,  чтобы проголосовать ќпрос завершен ¬ы успешно проголосовали! –езультаты будут опубликованы по завершении опроса.
  • Ќет, всЄ по-прежнему
  • Ѕольше паники, чем реальных изменений
  • Ќачались разговоры о сокращении или снижении зарплат
  • –езко сократились заказы и доходы
  •  омпани€ на грани фола
  • ћен€ сократили или компани€ разорилась
  сожалению, ваш браузер сильно устарел и не поддерживает технологию голосовани€