“омно дышать в трубку — тоже не выход
“омно дышать в трубку — тоже не выход

«Ќи в коем случае не отвечайте на звонок словом "да". √оворите "алло". »наче мошенники запишут ваш голос, а потом используют, чтобы вз€ть кредит», — так или примерно так звучит совет, который люди передают друг другу в соцсет€х, на форумах, посв€щенных теме «кто звонил», и во врем€ обычных разговоров.

ћы решили вы€снить, действительно ли простым словом «да» могут воспользоватьс€ мошенники.

ƒействительно ли злоумышленники могут использовать ваш голос против вас?

Ѕиометрические данные своих клиентов банки собирают и передают в ≈диную биометрическую систему (≈Ѕ—) только по желанию и согласию клиента. — ее помощью вы можете пользоватьс€ банковскими услугами удаленно: открывать счета, переводить деньги с одной карты на другую, получать другие услуги.

— ¬ качестве биометрических данных банки обычно записывают голос клиента, делают фото лица, далее специальна€ программа считывает рассто€ние от носа до глаз, от носа до губ, что у каждого человека индивидуально. “акже возможна запись отпечатков пальцев, рисунка вен ладони, сетчатки глаза и других, — объ€сн€ет управл€ющий «јльфа-Ѕанком» в —вердловской области ≈лена –азумовска€. — ƒл€ идентификации клиента недостаточно одного из параметров: это всегда симбиоз данных, например, лица и голоса, причем при записи голоса используетс€ не одно «да», «готово», «согласен» и другие слова, а специальна€ последовательность фраз, чисел и так далее. Ёто уникальный ключ, который невозможно подделать.

— ќперации «по голосу» возможно осуществл€ть, если клиент до этого посетил банк и прошел первичную идентификацию. «апись голоса проводитс€ при помощи микрофона, высокотехнологичные программы легко распознают чистый звук и запись с телефона. ¬ дальнейшем люба€ операци€ может быть проведена сотрудником кол-центра банка лишь по звонку клиента. Ќужно не только разговаривать своим голосом, но и указать логин и пароль, полученные при регистрации в ≈Ѕ—, показать в камеру лицо, назвать кодовое слово, — добавл€ет директор сети офисов «–айффайзенбанка» в ≈катеринбурге ќльга ћаутер.

¬ отличие от «ј√—а, дл€ получени€ кредита в банке недостаточно одного «да». ѕоэтому специалисты единодушно завер€ют: не стоит верить слухам и избегать любимых форм коммуникаций по телефону.

— ѕри биометрической идентификации используетс€ комбинаци€ голоса, лица и некоторых других параметров. ќдних только голосовых команд, таких, к примеру, как «да», «нет» или «подтверждаю», недостаточно дл€ совершени€ банковских операций, — говорит управл€ющий региональным отделением ”ральского √” Ѕанка –оссии јлексей ћоночков.

 огда звон€т мошенники?

ѕо данным опроса «Ћаборатории  асперского» (опрос проводилс€ в первой половине 2020 года), в среднем сумма ущерба от действий мошенников, представл€ющихс€ сотрудниками банковских организаций, составл€ет п€ть тыс€ч рублей. ¬ первой половине 2020 года со злоумышленниками, действующими от имени банков, хот€ бы раз сталкивалось более половины росси€н. ¬ подавл€ющем большинстве случаев (более 90%) речь идет о телефонном мошенничестве, причем звонки поступают в основном в рабочее врем€ — с понедельника по четверг, с 11 до 18 часов.

— «лоумышленники продолжают использовать простейшие уловки. ¬ 42% случаев они полностью называли правильные им€, фамилию и отчество того, кому звонили. Ётого оказывалось достаточно дл€ полного довери€ со стороны пострадавшего. Ќаиболее распространЄнными легендами были необходимость подтвердить данные, сообщение о блокировке карты и предложение кредита. ѕочти в половине случаев злоумышленники пытались получить код из —ћ— или данные карты, а в каждом п€том случае — убеждали перевести деньги €кобы на безопасный счет, — говорит ќльга ћаутер.

 ак себ€ обезопасить?

— „тобы не стать жертвой мошенников, советую вообще не вступать в разговор с неизвестными лицами, которые звон€т вам по телефону от лица сотрудников банков, других финансовых или государственных структур, — говорит јлексей ћоночков. — ѕоложите трубку. ѕозвоните по официальному номеру банка и уточните, всЄ ли в пор€дке с вашим счетом и картой. ƒаже если у вас на телефоне высветилс€ знакомый номер банка, ни в коем случае не делайте на него обратный звонок. ѕреступники научились подделывать официальные телефонные номера банков, и в этом случае вы снова попадете на злоумышленников.

Ѕазовые правила безопасности, которые позвол€т противосто€ть телефонным мошенникам:

  • с осторожностью относитесь к любым звонкам от людей, которые представл€ютс€ сотрудниками банков. Ќасто€щий представитель не будет возражать против завершени€ разговора, а мошенник приложит все усили€ и не побрезгует психологическими уловками, чтобы продолжить разговор;
  • придумывайте кодовое слово таким, чтобы его удобно было произносить в людных местах (чтобы окружающим было трудно пон€ть, что в данный момент вы произносите кодовое слово);
  • не переходите по сомнительным ссылкам из —ћ— или сообщений в мессенджерах;
  • ни в коем случае никому и никогда не сообщайте CVV и одноразовые коды из —ћ— или push-уведомлений;
  • в случае любых подозрений немедленно кладите трубку и перезванивайте в банк самосто€тельно по номеру, указанному на обратной стороне карты.