Здесь можно купить «Россию», увидеть Уральскую Швейцарию и побывать в Белом доме. Маленькие города с романтичными названиями Касли и Кыштым на севере Челябинской области хранят в себе остатки демидовского наследия – династии, которая вершила историю нашей страны. Спустя почти век мы попытаемся отыскать, что же осталось от Демидовых на Урале.
Голубое ожерелье России
Бело-черные полоски худощавых берез сменяются величественными соснами, посаженными еще в XIX веке. Иногда весенний лес приоткрывает белоснежные полотна озер, которые еще не успело согреть солнце. Всего здесь около 70 озер. Именно поэтому край называют Голубым ожерельем России. Воздух здесь кристально чистый. Едешь и понимаешь, чем эти места привлекли первых заводостроителей России.
«"Россия" не продается!»
Наша дорога лежит в Касли – маленький городишко, где в 1749 году был построен Каслинский завод. Его созданию поспособствовал Яков Коробков из Тулы, вложивший немало средств в строительство предприятия. Но, как это часто бывает в бизнесе, в 1751 году Коробков был вынужден уступить своим компаньонам Демидовым, которые давно положили глаз на заводское место и рудники.
У Каслинского завода непростая судьба. Его не обошел стороной пугачевский бунт. Почти два с половиной месяца постройки находились в руках восставших. Былой уровень производства удалось восстановить лишь через шесть лет. Тем не менее демидовский металл с маркой «соболь» был высшего качества и практически полностью шел за границу. С Лондонской биржи металлов уральское железо расходилось по Европе и Америке.
Но расцвет Каслинского завода Демидовы уже не застали. В 1804 году он был продан вместе с рудниками, лесами и деревнями Льву Расторгуеву, а затем перешел к его дочери и зятю – Зотову.
Слава к Каслинскому заводу пришла вместе с художественным литьем, начатым в 1850-е годы. Помимо чугунных сковородок, казанов, утюгов и заслонок для печей на заводе стали изготавливать интересные скульптурки, чернильницы, пепельницы, каминные принадлежности.
О качестве каслинского литья заговорил весь мир. Скульптурные композиции и посуда выставлялись на всемирных выставках в Вене, Филадельфии, Чикаго, Стокгольме, Париже и везде производили фурор, завоевывая медали. На одной из выставок была представлена чугунная цепочка, которая оценивалась по цене серебряных изделий. Фрагмент цепочки сейчас хранится в Каслинском музее художественного литья. Там же можно увидеть легендарную «Россию». Ее олицетворяет женщина в доспехах со щитом и мечом.
На выставке эту скульптуру пожелал купить один из гостей, но тогдашний управляющий заводом Карпинский произнес ставшую теперь крылатой фразу: «"Россия" не продается!».
Не продавалась «Россия» тогда, а сейчас скульптуру вполне можно приобрети. В полный рост «Россия» обойдется в полмиллиона рублей, а небольшая копия – всего в 12,5 тысяч.
Привет из Петербурга и Сочи
В музее можно увидеть много интересных и красивых штуковин. Меня лично впечатлил «Конь с попоной» Клодта, вошедший в монументально-декоративный ансамбль на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге.
Изображение этой скульптуры 1840 года сейчас красуется на гербе Каслинского района. Стоит современный «Конь с попоной» 15 тысяч – очень уж дорогой сувенир на память.
По каслинским скульптурам можно проследить всю историю страны. Мифы были популярны в начале XX века, в советский период появляются бюсты идеологов коммунизма, композиция «Гимн Советского Союза». Несмотря на смену эпох и режимов завод продолжал выпускать бытовую продукцию. Так, после 1905 года на чугунных утюгах появляется изображение седовласого старика, в котором угадывается сходство с писателем Львом Толстым, преданным в эти годы анафеме. А в 1926 году самым ходовым товаром становятся мясорубки. Каслинский завод первым в стране освоил выпуск этого кухонного инвентаря. В 1930 году было выпущено 120 тысяч мясорубок, а после войны годовой выпуск доходил до 1200 тысяч. Много этих изделий уходило и на экспорт.
Сейчас Каслинский завод архитектурно-художественного литья принадлежит компании «Мечел». Предприятие по-прежнему выпускает красивые «кабинетные» вещи и малые формы – скамейки, этажерки, фонари. Кстати. Именно каслинские фонари освещали сочинские улицы во время Олимпиады.
Райский сад в Каслях
В Каслях есть еще одно чудо, которое обязательно нужно увидеть своими глазами. В обычном дворце культуры советской постройки разбит настоящий ботанический сад. Конечно, его не сравнить с садами крупных российских городов, Турции или Египта, но радует сам факт его существования в Каслях.
На протяжении 30 лет заботливые руки инициаторов создания сада собирали растения. Сейчас в этом райском уголке более 150 видов. Особенно работники сада гордятся фикусом, который уже подпирает высокий потолок дворца культуры. А недавно здесь заплодоносил мандарин.
Еще в саду можно увидеть редкое в обычных квартирах явление – плод пальмы монстера. Он созревает почти год. Бутон скрывает внутри зеленый плод-пестик. Как уверяют работники ботанического сада, по вкусу он напоминает ананас.
В саду работает фонтан, установлены белые скамеечки, чтобы любой путник мог отдохнуть в прохладе экзотических пальм. Хозяйничает в саду одна-единственная птица – сова, которую приручили сотрудницы дворца.
Стоимость посещения ботанического сада символическая, поэтому можно приходить хоть каждый день. Особенно полюбили этот райский уголок молодожены, которые заказывают сюда выездную регистрацию. Узы брака в ботаническом саду соединяют не только местные, но и пары из Челябинска и Екатеринбурга.
Там же во дворце культуры есть музей русского быта. Все гости и молодожены могут покачать люльку, выпить чай из самовара, попробовать погладить белье старинными утюгами.
«Провинция» между двух городов
По дороге из Каслей в Кыштым заезжаем в поселок Слюдорудный. Когда-то здесь добывали золото, а потом нашли слюду. Несколько пачек этого полезного ископаемого с собой увез Дмитрий Менделеев, который находился на Урале с экспедицией. На память о разработках остались заброшенные штольни. В них можно найти остатки рельс, по которым на вагонетках вывозили на поверхность руду и породу. Но спуск в штольню подходит только любителям экстремального отдыха, потому что там темно, холодно и страшно.
А мы поднимемся выше к спортивно-туристическому центру «Провинция». Здесь идеальное место для активного отдыха: можно кататься на лыжах, тюбингах, летом – на велосипедах, пощекотать нервы в экстрим-парке или пройтись по экологической тропе к пещерам и на скалы.
Приятно, что в центре есть благоустроенные коттеджи, мини-гостиница со всеми удобствами, небольшие домики, баня, беседки с печкой для барбекю – все, что поможет сделать отдых комфортным и запоминающимся.
Наш путь следования ведет к Кыштыму – красивому городку, название которого переводится как «Тихое зимовье». Именно здесь Демидовы построили свою усадьбу.
Сейчас Белый дом, где жили богатые промышленники, является памятником архитектуры федерального значения.
Ограбление в Белом доме
Усадьба вплотную примыкает к кыштымскому заводу. По замыслу Демидова парадная сторона дома выходила на заводской пруд. Отсюда открывался великолепный вид на две главные достопримечательности этих окрестностей: горы Сугомак и Егоза. Не хватало лишь золотых куполов. Храм Сошествия Святого Духа построили по другую сторону пруда. Правда, этой церкви пришлось пережить много испытаний, она несколько раз была осквернена. Пугачевцы устроили в ней конюшню, советская власть разграбила и организовала там кинопрокат.
Да и сам Белый дом пережил много изменений. После Демидовых Росторгуев практически заново отстроил усадьбу. Вход в дом стал с другой стороны, появились дополнительные комнаты. По обеим сторонам дома сохранились две демидовские сторожевые башни.
Мрачную славу дом получил в начале XIX века благодаря заводскому управляющему Григорию Зотову, прозванному в народе Кыштымским зверем. Будучи фактическим хозяином горнозаводского округа, Зотов нещадно эксплуатировал крепостных рабочих, выжимая из заводов сверхприбыли. А недовольных такими порядками Кыштымский зверь держал на цепях в подземельях Белого дома. Кстати, в Кыштыме до сих пор на старых домах можно найти кольца, к которым приковывали провинившихся крепостных.
После 1917 года в главном здании усадьбы размещалось ремесленное училище, школа медсестер. В годы Великой Отечественной войны здесь размещался эвакуированный из Ленинграда педагогический институт имени Герцена.
Сейчас увидеть Белый дом можно лишь со стороны. Несколько лет ведется его реконструкция. На бетонном заборе, окружившем памятник, виднеются нелепые подростковые записи. Но это простительно. Обидно за другое. Во время реставрации работники нещадно сбрасывали остатки демидовского наследия со второго этажа, распиливали старинные лаги. А недавно из дома уже во время реставрации исчез камин.
Единственное, к чему пока еще можно прикоснуться в усадьбе, – огромный чугунный фонтан, детали которого отлили каслинские мастера. Когда-то он был установлен в другом месте и работал на естественном перепаде воды. Местные власти тоже планируют найти более подходящее место для старинного фонтана.
Кыштымское вдохновение
Удивительная природа, великая история привлекала в эти места известных поэтов и писателей. Например, Бажов был потрясен каслинским литьем и даже посвятил ему отдельный сказ «Чугунная бабушка». А в Кыштыме жил и творил Мамин-Сибиряк. В своих произведениях он вспоминает, как ловили рыбу в реке Исеть.
В Кыштыме бывал и еще один знаменитый литератор – поэт Эдуард Асадов. Он приезжал в гости к прабабушке и бабушке. В книге «Интервью у собственного сердца» Эдуард Асадов пишет: «Городок этот стоит в самом центре уральской красоты. Две горы, Егоза и Сугомак, вокруг сказочная тайга, а посредине – огромные озера редкостной чистоты…»
Великая благодать
Примечательно, что в маленьком Кыштыме уже четыре храма. Они расположены так, что если посмотреть на город сверху, то можно увидеть крест. Более 100 лет местные жители ищут утешение в Христорождественском соборе. В нем до сих пор сохранились чугунные ворота, отлитые местными мастерами.
В этом храме каждой клеткой ощущаешь связь времен и понимаешь: главное, о чем должен думать человек в любую эпоху, – что останется в этом мире после него.