¬ы начнЄте получать и видеть рекламу каждый день, а список звонков быстро займут нежелательные номера
¬ы начнЄте получать и видеть рекламу каждый день, а список звонков быстро займут нежелательные номера

¬р€д ли среди нас найдетс€ хоть один человек, кого не доставали рекламные звонки и рассылки. Ќо, если копнуть глубже, вы€сн€етс€, что заложниками спама мы становимс€ по собственной невнимательности. Ќаш колумнист ƒмитрий Ћарионов в колонке о цифровой гигиене и безопасности рассказывает, что делать с надоедливыми сообщени€ми (и как уже перестать их получать).

ћы уже давно живЄм в цифровом мире. ћире, в котором массивы контактных данных, позвол€ющие молниеносно распростран€ть рекламу, €вл€ютс€ ценным товаром. Ќо если компани€ просто будет звонить или рассылать —ћ— всем подр€д, к ней по первой же жалобе «придут»: штраф на юридическое лицо за нарушение ‘« «ќ рекламе» — от 100 до 500 тыс€ч рублей. «а каждый звонок, каждую —ћ—! ѕоэтому особую важность представл€ют контакты, владельцы которых выразили согласие на получение рекламы — в большинстве случаев, по невнимательности или небрежности.

√оды подобного отношени€ к своим контактам способны привести к тому, что вы начнЄте получать и видеть рекламу каждый день. —писок сообщений в телефоне станет напоминать почтовый клиент без спам-фильтра. ¬ас может разбудить рекламный звонок в 6 часов утра в воскресенье — и прощай здоровый сон. ѕривыкнув к потоку —ћ—, вы можете пропустить важное сообщение от банка с напоминанием о платеже по кредиту — и прощай хороша€ кредитна€ истори€. ≈сли вы пропустите уведомление о погашении коммунальной задолженности, вы рискуете обнаружить, что вам «неожиданно» отключили коммунальные услуги. »ли вы можете пропустить сообщение о встрече друзей. «аглушив уведомлени€ от сообщений, вы можете пропустить ещЄ больше, например, не заметить сообщение банка о неавторизованном списании средств и упустить врем€ на отмену транзакции — и прощай деньги. » это касаетс€ лишь —ћ—. Ќадо ли рассказывать, как много можно потер€ть, пропустив важный звонок, ошибочно прин€тый за очередную рекламу?

„то нужно делать, чтобы не обнаружить, что нежелательна€ реклама стала существенной и назойливой частью вашей повседневной жизни? „то нужно делать, чтобы не стать простым товаром, шестерЄнкой чужого бизнеса?

Ќужно ¬—≈√ƒј ¬Ќ»ћј“≈Ћ№Ќќ „»“ј“№ документы, которые вам предлагают на подпись или с которыми предлагают согласитьс€ в форме оферты. ¬ообще всегда и любые! » если какой-то документ упоминаетс€, но отсутствует в пакете, об€зательно запросите и тоже прочитайте! Ќо в контексте данной темы € обращу ваше внимание на соглашение об использовании персональных данных. »ногда оно хорошо спр€тано, но (почти) всегда есть, таковы законы в цивилизованных странах.

≈сли в каком-либо документе вы найдЄте согласие на использование своих контактных данных в цел€х распространени€ рекламы, «продвижени€ товаров и услуг», «проведени€ маркетинговых исследований» и подобного (а иногда ещЄ и согласие на передачу этих данных другим лицам с теми же цел€ми) — воздержитесь от дачи согласи€. Ќе стесн€йтесь посмотреть в сторону конкурента, голосование рублЄм — хороший вариант. ≈сли же вариантов нет — поинтересуйтесь способом отзыва такого согласи€. Ќекоторые компании намеренно усложн€ют процедуру отзыва, например, указанием списка из нескольких дес€тков адресов организаций, которым нужно направить такой отзыв. »ногда при подписании договора доступна опци€ — соглашатьс€ на рекламу или отказатьс€ от неЄ (встречал у сотовых операторов), но нужно об€зательно акцентировать внимание сотрудника на том, что вы отказываетесь: они редко обращают на это внимание, когда внос€т данные в базу. —охраните заверенную копию документа, содержащего ваш отказ.

ѕодобные услови€ можно найти в документах достаточно часто. ≈сли они обнаруживаютс€, можно или сделать выбор, или сразу же отозвать согласие. Ќо есть на рынке организации, образующие «группу риска»: в их документах вы почти наверн€ка найдЄте такие услови€ и не сможете от них отказатьс€ легко или без последствий:

  1. –оссийские интернет-магазины. ѕочти все.
  2. “ерминалы оплаты услуг. ѕочти любых. ќсобенно те, что «из нулевых», через которые можно пополнить баланс мобильного телефона. ƒумаете, они живут только за счЄт комиссий? ’а.
  3. ѕрограммы ло€льности торговых сетей — практически все. Ќекоторые компании (привет, «Ћ” ќ…Ћ») даже пр€мо в тексте договора гроз€тс€ прекратить участие клиента в программе ло€льности в случае отзыва согласи€. Ќо тут вы хот€ бы «продаЄте» свои данные за какой-то значимый выхлоп в деньгах.
  4. јгентства и агенты, особенно кредитные. — ними вообще т€жело, обычно в общении с ними что-то нужно именно вам, и вы склонны соглашатьс€. Ќо беда в том, что даже если вам дадут выбор или вы захотите выразить отказ, информаци€ об этом никуда не будет передана, и вы всЄ равно нарвЄтесь на рекламу.

¬сЄ это хорошо. Ќо что делать, если вы уже получаете рекламу в объЄмах, который вас нервирует? Ќекоторые люди даже мен€ют номер телефона. Ќо, во-первых, почти наверн€ка вы получите номер, который ранее кому-то принадлежал, и этот человек мог успеть «насобирать» лишнего. ј во-вторых, без правильного подхода вы и на новом номере точно так же «насобираете».

–ешений существует два. ѕервое, и основное: записывайте рекламные звонки. ѕрисмотритесь к организаци€м, от которых вы получаете рекламные звонки и сообщени€. Ќайдите контактный номер, позвоните по нему и за€вите о несогласии с получением рекламы по основани€м, предусмотренным ст. 18 ‘« «ќ рекламе», а также ст. 15 ‘« «ќ персональных данных» (прочитайте их). Ќе лишним будет за€вить и требование об удалении ваших персональных данных. ≈сли подн€вший трубку не может решить вопрос, спросите контакт того, кто может. –азговор желательно записать. Ќа сайтах крупных компаний обычно хорошо работает обращение через форму обратной св€зи или электронную почту. ≈сли номер телефона у вас недавно (менее года), за€вите отказ перед переходом к п. 2.

¬торое — если не помогло первое, или ранее вы за€вл€ли отказ, или если вы точно раньше не имели никаких дел с этой организацией и не могли дать согласие. ѕишите за€вление о несанкционированной рекламе в ‘ј— — именно этот орган уполномочен возбуждать дела об административных правонарушени€х по ст. 14.3 (нарушение законодательства о рекламе). “ут вам сильно помогут документы об отказе, записи телефонных разговоров. ≈сли вам очень нужно дать согласие на невыгодные дл€ вас услови€ по использованию контактных данных, заведите дл€ этой цели левый номер без абонентской платы и указывайте его в анкете.

PS. ¬ общем-то, сложного мало. » уж точно ничего сложного дл€ человека, который ќЅя«ј“≈Ћ№Ќќ читает все документы, которые подписывает или с которыми соглашаетс€. «ато, знаете ли, соблюдение цифровой гигиены в наше врем€ — это почти как физически руки мыть.

¬ам надоели рекламные сообщени€ и звонки?

јвторизируйтесь,  чтобы проголосовать ќпрос завершен ¬ы успешно проголосовали! –езультаты будут опубликованы по завершении опроса.
  • ƒа
  • Ќет
  сожалению, ваш браузер сильно устарел и не поддерживает технологию голосовани€