ёрий ѕестов попал в авиакатастрофу, когда возвращалс€ из командировки
ёрий ѕестов попал в авиакатастрофу, когда возвращалс€ из командировки

Ѕилет на самолет из ¬олгограда в —вердловск ёрий яковлевич ѕестов хранит уже тридцать лет. «астегива€ ремень безопасности в кресле як-42, он и представить не мог, что полет закончитс€ авиакатастрофой, его билет окажетс€ счастливым, а 14 сент€бр€ 1990 года станет вторым днем рождени€. »сторию этой неизвестной катастрофы рассказывают наши коллеги с E1.RU.

јвиакатастрофа. «¬се тр€сетс€, удар — и дика€ сила тащит мен€ вперед»

ёрий яковлевич работал на оборонном заводе и часто бывал в командировках в јстраханской области. Ћететь приходилось до ¬олгограда, а дальше добиралс€ на поезде. ¬ августе 1990 года, когда ѕестов снова отправилс€ в командировку, трап в  ольцово подали не к привычной «тушке», а к новому дл€ ёри€ ѕетровича самолету як-42.

— ћне досталось место у аварийного выхода, и, пока летел, просто от нечего делать изучал, как открывать люк в случае аварийной посадки, какой рычаг нажимать, какую ручку повернуть. “еоретически, как было написано, после открыти€ должен был по€витьс€ надувной трап, — рассказывает ёрий ѕестов.

Ѕилет на самолет, ставший счастливым дл€ ёри€ ѕестова
Ѕилет на самолет, ставший счастливым дл€ ёри€ ѕестова

 огда он покупал обратный билет, то попросил место там же, у аварийного выхода. Ќо уже в салоне пассажирка попросила его помен€тьс€ местами, ёрий яковлевич уступил. –ейс был ночной, до ¬олгограда он добиралс€ на поезде, устал и, когда сел в кресло, почти сразу уснул.

— » вот во сне € слышу страшный грохот, — вспоминает он. — ќщущение, будто € в барабан забралс€, все колотит, стучит, тр€сет. » потом резкий удар. » мен€ дика€ сила тащит вперед, а друга€ держит за по€с — € же пристегнутый был.

¬идео: E1.RU

Ќедалеко от ёри€ яковлевича сидела семь€ ћихайловых. ƒмитрию было тогда семнадцать лет, он вместе с родител€ми возвращалс€ от родственников.

— я сидел у иллюминатора, р€дом мама, в кресле у прохода отец, — вспоминает он. — Ќикакого особо предчувстви€ не было.

«Ќо меньше чем за минуту до того, как все случилось, € проснулс€ и застегнул на себе ремень. » в какой-то степени это мен€ спасло»
ƒмитрий ћихайлов, пассажир разбившегос€ самолета

ѕо словам ƒмитри€, сначала самолет накренилс€, а потом его начало тр€сти со страшной силой:

— ¬ то врем€ матом € думать еще не умел, поэтому в голове мелькнуло: ну ничего себе посадка.  ак потом оказалось, тр€сло от того, что мы летели по макушкам деревьев. ѕотом — очень сильный удар и несколько секунд зловещей тишины.

—алон будто замер на мгновение, а после паузы стали слышны крики. ћногие люди оказались зажаты креслами, другие пассажиры отгибали спинки, чтобы их освободить.

— ћен€ от удара кинуло вперед, € сложилс€ пополам и не мог пон€ть, почему никак не могу встать, ни ноги подн€ть, ни корпус распр€мить, — вспоминает ƒмитрий ћихайлов. — ј р€дом сидит мама, она тоже не знает, что делать, тихонько подвывает. я на ней расстегнул ремень, вытолкал ее в проход. ѕотом отец сказал, что на мне кто-то лежит и он его не может сн€ть. ¬месте с другим мужчиной они пытались вытащить мен€ за руки — и тоже не смогли. ѕолучилось, что какой-то балкой мне придавило ноги, а сверху на мне лежал какой-то мужик, который, как сказали, прилетел с хвоста. ≈го из-за незастегнутого ремн€ бросило вперед.

¬ конце концов ƒмитрий смог освободить ноги и выбратьс€ из-под другого пассажира. ѕо его воспоминани€м, возникшую было на борту панику смогли купировать двое мужчин. ќни крикнули, чтобы все организованно покидали салон, один встал в хвосте, где у як-42 основной вход и выход, другой — у аварийного выхода на крыло.

—амолет рухнул на пол€ну
—амолет рухнул на пол€ну
»стори€ неизвестной катастрофы: 30 лет назад пассажирский самолет упал в болото и разломилс€ пополам
»стори€ неизвестной катастрофы: 30 лет назад пассажирский самолет упал в болото и разломилс€ пополам

Ёвакуаци€. «ќткрываю аварийный люк, а никакого надувного трапа нет»

‘юзел€ж самолета разломилс€ в районе аварийных выходов и будто ковшом экскаватора зачерпнул землю в салон. ¬ образовавшийс€ разлом провалилась женщина. ѕо словам ёри€ ѕестова, это была та сама€ пассажирка, котора€ попросила его помен€тьс€ местами. ќн помог ей выбратьс€.

— ѕотом кто-то сказал, что надо срочно покидать самолет. я пошел к левому аварийному люку, поскольку за прошлую дорогу уже изучил, как его открывать. ќткрываю — никакого надувного трапа там нет. —амолет мокрый, на крыле скользко, на улице темно — ночь же. —мотрю — до земли метра три. ’оть € тогда и молодой был, 47 лет, но прыгнуть не решилс€. —ел и скатилс€ с крыла, приземлилс€, провалилс€ в гр€зь.  ое-как ботинки вытащил и пошел, — рассказывает ёрий яковлевич.

Ќа улице шел ливень. »скореженный самолет лежал посреди пол€ны, окруженной лесом. ќн не долетел до взлетно-посадочной полосы  ольцово около полутора километров, задел верхушки деревьев, пронесс€ еще триста метров и рухнул.

—амолет срезал верхушки деревьев
—амолет срезал верхушки деревьев
»стори€ неизвестной катастрофы: 30 лет назад пассажирский самолет упал в болото и разломилс€ пополам
»стори€ неизвестной катастрофы: 30 лет назад пассажирский самолет упал в болото и разломилс€ пополам

ƒмитрий ћихайлов тоже спрыгнул вниз с крыла, затем поймал маму и еще кого-то из пассажиров:

— ѕерва€ мысль: пожара нет, и слава богу. » вижу, стоит какой-то мужичок и чиркает спичкой, пытаетс€ прикурить. ≈стественно, его с криками оттуда оттолкнули. Ќеизвестно, есть горючие пары или нет, но в воздухе висел запах керосина.

¬озможно, ёрий ѕестов и есть тот мужчина, которому не дали прикурить. ¬о вс€ком случае он вспоминает похожий эпизод:

—  огда € уже отошел от самолета метров на двадцать-тридцать, достал сигарету, пытаюсь ее прикурить, и какой-то мужик орет со страшной силой: «“ы что, сейчас взорвемс€!»

ѕо мнению ёри€ яковлевича, в какой-то степени пассажиров спасло то, что самолет шел на посадку, а значит, топлива было уже немного, плюс он сел не на бетонку, где могла проскочить искра, а на влажную землю.

‘юзел€ж самолета разломилс€
‘юзел€ж самолета разломилс€
»стори€ неизвестной катастрофы: 30 лет назад пассажирский самолет упал в болото и разломилс€ пополам
ќдин двигатель при падении отломилс€
ќдин двигатель при падении отломилс€
»стори€ неизвестной катастрофы: 30 лет назад пассажирский самолет упал в болото и разломилс€ пополам

ѕокинув самолет, пассажиры собрались на краю леса, где можно было хоть немного укрытьс€ от дожд€.

— “уда принесли и положили какую-то женщину, кто-то притащил сумки. ћного было неадекватных людей. ќдна девушка все твердила, что ей нужно на работу. —просили, кем работает, оказалось, продавщицей в военторге в Ќижневартовске. ћногие пассажиры были из Ќижневартовска, самолет должен был дальше лететь туда, — говорит ёрий ѕестов.

„уть успокоившись, вместе с другими пассажирами он пошел к самолету. ¬ кабине экипажа они увидели пилота, спросили, кто он, мужчина ответил, что командир.

— Ќа вид он не был травмирован. Ќо ноги были подн€ты перед ним и неестественно вывернуты. ќн был в сознании, говорил: € командир экипажа, разбейте стекло. „ем разбить? ќдин из нас где-то умудрилс€ найти камень и разбил стекло.  омандир сказал — надо отключить аккумул€торы. ћы бодрились, но побаивались, вдруг самолет загоритс€.

 абина разбившегос€ як-42. ‘ото было сделано позже
 абина разбившегос€ як-42. ‘ото было сделано позже

ќсмотревшись, пассажиры увидели в темноте огни взлетно-посадочной полосы и пон€ли, что они недалеко от аэропорта  ольцово. ∆дать помощи пришлось долго — пол€на, куда упал як-42, оказалась в непроходимом месте, обычный транспорт туда проехать не мог.

— ƒальше были в режиме ожидани€ — когда за нами кто-то приедет? — говорит ёрий ѕестов. — „ерез какое-то врем€ слышим мощный звук двигател€, треск, гром. “ам военный аэродром, у них была внедорожна€ техника, и вот едет огромна€ пожарна€ машина на базе «”рагана». » в полной темноте из выхлопной трубы вырываетс€ сноп искр.

«ћне даже смешно стало. √оворю, мы бо€лись зажигалку зажечь, а тут пожарные едут с искрами»
ёрий ѕестов, пассажир разбившегос€ як-42

«а пожарной машиной стали подъезжать армейские скорые — уазики, вспоминает ёрий яковлевич. ќни повезли пострадавших к гостинице «Ћайнер» в аэропорту  ольцово, а те, кто был на ногах, в том числе и ѕестов, пошли туда пешком через лес.

— —обрались в холле гостиницы, приехало много скорых, и там начали сортировать раненых. ћен€ спросили: жалобы есть? ј у мен€ все болит, но травм нет. ѕредложили поехать в больницу, € отказалс€, — говорит ёрий ѕестов.

јэропорт  ольцово в дев€ностые годы. ¬ысокое здание слева — гостиница «Ћайнер», где собрались пассажиры як-42
јэропорт  ольцово в дев€ностые годы. ¬ысокое здание слева — гостиница «Ћайнер», где собрались пассажиры як-42

Ѕольница. «—амым т€желым был член экипажа, его сразу прооперировали»

¬ самолете было 129 человек, 125 из них выжили. ѕогибли бортмеханик и три пассажира. 40 человек получили травмы. ѕострадавших повезли в больницу № 36 в  омпрессорном. ¬ тот день она дежурила и принимала пациентов из четырех районов города, вспоминает »ван –уссман, работавший тогда главврачом больницы и бывший главным травматологом города.

— Ѕольница была подготовлена к приему большого количества больных.  огда в городе что-то случалось, первый сигнал приходил на центральную станцию скорой помощи. ќни сразу же сообщали дежурным в больницах и руководству города. ћы получили сигнал от скорой помощи, что упал самолет, на место выехало несколько бригад, надо быть готовыми, — рассказывает он.

√лавврач вскоре был в больнице, он жил в дес€ти минутах ходьбы от нее.   тому времени скорые привезли п€ть человек, пострадавших в авиакатастрофе. —амым т€желым, вспоминает –уссман, был один из членов экипажа, у него была сложна€ сочетанна€ травма с повреждением брюшной полости, мужчину отправили на срочную операцию.

ѕри работе в обычном режиме каждого пациента регистрируют, записывают его паспортные данные, историю болезни. ѕри массовом поступлении пострадавших времени на это нет. Ѕольного клали на каталку, спрашивали фамилию, если он отвечал, записывали на бланк, который прикрепл€ли к каталке, и везли пациента в отделение. ≈сли не отвечал, то подписывали: «Ќеизвестный номер один направлен в отделение такое-то».

— Ѕыла развернута планова€ операционна€, экстренно прооперировали только члена экипажа, остальных — в течение ночи и утра. —ейчас € не могу сказать, сколько пациентов всего поступило, но их было достаточно много.

”тром в больницу приехала комисси€ горздрава, следователи, начали по€вл€тьс€ родственники пострадавших.

— ” пассажиров были черепные травмы, сочетанные. ќни не сильно отличались от наших обычных больных, кроме того что были в шоке. ќни смотрели на нас и ничего не могли сказать. ƒа мы особо и не спрашивали. ћы знали, что скора€ привозит их из [аэропорта]  ольцово. Ќашей задачей было оказать им помощь и сделать все как положено.

«я думаю, у этих людей была больша€ психологическа€ травма, они нуждались в психологах. Ќо в то врем€ психологов не было. ћы сами были психологами»
»ван –уссман, бывший главврач √ Ѕ № 36 —вердловска

–асследование.  омандир экипажа отпросилс€, за штурвалом был пилот-инспектор

–азбившийс€ самолет принадлежал «јэрофлоту». „ерез день после авиакатастрофы командир —вердловского объединенного отр€да —ергей —куратов (сейчас гендиректор и владелец компании «”ральские авиалинии») в интервью газете «”ральский рабочий» сообщил, что як-42 пропал с радаров в 23:57 по московскому времени. —разу же были организованы поисково-спасательные работы, и через 40–50 минут лайнер нашли в заболоченной безлюдной низине.

¬о врем€ расследовани€ вы€снилось, что за штурвалом як-42 в тот день должен был быть пилот ¬алерий ѕанов, но он отпросилс€ по семейным обсто€тельствам. ¬место него командирское кресло зан€л ¬иктор јзаров — пилот-инструктор, который во врем€ этого рейса должен был лететь провер€ющим.

ѕрилетевший в —вердловск председатель √осавианадзора –удольф “еймуразов сообщил журналистам, что весь полет проходил штатно, но заход на посадку «выполн€лс€ с некоторым опозданием всех операций».

— Ќе строго по курсу заходил, были отклонени€ и вбок, и по высоте. Ќо ни к каким катастрофическим последстви€м эти ошибки не привод€т в тех случа€х, когда экипаж неукоснительно выполн€ет правило: если ваш заход неудачный, уходите на второй круг. ќднако экипаж с выполнением этой самой главной заповеди авиационной безопасности запоздал, — сказал “еймуразов.

Ѕорт действительно пошел на второй круг, но было слишком поздно — он зацепилс€ за верхушки деревьев.

–епортаж в газете «¬ечерний —вердловск» от 20 сент€бр€ 1990 года
–епортаж в газете «¬ечерний —вердловск» от 20 сент€бр€ 1990 года

Ѕыло возбуждено уголовное дело, но узнать результаты его расследовани€ не удалось — информации нет ни в прокуратуре, ни в ћеждународном авиационном комитете, ни в –остранснадзоре. Ќо в апреле 1991 года в «¬ечернем —вердловске» была опубликована заметка о том, что комисси€ √осавианадзора закончила расследование этой авиакатастрофы.

¬иновным в случившемс€ признали экипаж. ќтмечалось, что второй пилот только окончил летное училище и имел малый опыт, замена командира воздушного судна не фиксировалась в задании, про€вилась обща€ неслетанность экипажа и страх перед высоким начальником, зан€вшим кресло  ¬—.

ќценка. «≈динственным правильным решением был уход на второй круг»

ѕилот гражданской авиации ¬ладимир ”рих 29 лет провел за штурвалом як-42, в восьмидес€тых он переучивалс€ на этот тип самолета вместе с ¬иктором јзаровым. ќн предполагает, что роковую роль сыграл небольшой на то врем€ опыт јзарова именно в управлении як-42 (по словам ”риха, до этого он летал на вертолетах, а кроме того, по роду де€тельности основную часть рабочего времени проводил в кабинете, а не в небе) и, возможно, самоуверенность командира.

¬ладимир ”рих (слева) 29 лет отлетал на як-42
¬ладимир ”рих (слева) 29 лет отлетал на як-42

 атастрофическа€ ситуаци€, считает ¬ладимир ”рих, начала развиватьс€ еще за 180 километров от —вердловска, когда экипаж не начал снижение с эшелона 9100.

— ѕо результатам расследовани€ они начали снижение на удалении на 140 километров от аэропорта  ольцово. –асчетна€ точка снижени€ была 180 километров. „то такое разница в 40 километров? Ёто очень много. «начит, наклонна€ глиссада должна быть круче, а чем она круче, тем больше скорость, — объ€сн€ет пилот.

Ѕыли и две сопутствующие причины, говорит он:

— Ќи второй пилот, ни бортмеханик не воспреп€тствовали ему в полете. ¬оспреп€тствовать командиру нельз€, но их об€занность была сказать: командир, мы неправильно делаем. ¬торой пилот должен был сказать: мы подходим к рубежу 180, пора снижатьс€. ј он сидел и ждал, когда командир начнет это делать. » диспетчер не воспреп€тствовал, он же видит, где самолет, но все отдает на откуп экипажу.

ѕо словам ¬ладимира ”риха, погодные услови€, несмотр€ на проливной дождь, позвол€ли самолету совершить посадку:

— ѕилот доложил диспетчеру, что проходит определенную точку на высоте 1800 метров, как и положено по схеме захода на посадку, но фактическа€ высота составл€ла 2700 метров. Ёто очень много. ќн не идет по глиссаде, самолет гул€ет — то влево ушел, то вправо. ≈динственным правильным решением в этом случае мог быть уход на второй круг, и бортмеханик все-таки не выдержал этой ситуации, он сказал: командир, уходим!

«ќни прин€ли решение об уходе на второй круг, но было слишком поздно»
¬ладимир ”рих, пилот гражданской авиации

—амолет оказалс€ на высоте 20 метров, черпанул по верхушкам деревьев правым крылом. ƒальше — моментальный срыв потока, самолет накрен€етс€, высота мала и он оказываетс€ на земле.

ћы сделали реконструкцию авиакатастрофы, использовав другую модель самолета
¬идео: ѕетр √индин / —еть городских порталов

ѕоследстви€. «я бы снова полетел на самолете. Ќо только не на як-42»

ƒмитрий ћихайлов вместе с родител€ми уехал из аэропорта  ольцово на такси. ёрий ѕестов тоже хотел вз€ть машину, но водители отказались его везти. ёрий яковлевич потер€л бумажник, пока помогал кому-то из пассажиров, и предложил таксистам рассчитатьс€ по приезде домой. ќни не захотели. ѕоэтому мужчине пришлось добиратьс€ до дома на автобусе.

«я приезжаю под утро весь мокрый, гр€зный и какой-то невмен€емый. ∆ена открывает, спрашивает: ты что, пь€ный, что ли?»
ёрий ѕестов, пассажир разбившегос€ як-42

ј мен€ уже начало колотить, знобить, то ли от холода, то ли от напр€жени€. —ходил в душ, надел шерст€ной спортивный костюм, налил вина в кружку, выпил, поел — и через какое-то врем€ тр€сучка прекратилась, — вспоминает он.

ёрий яковлевич лег спать, но вскоре его разбудил звонок — новость об авиакатастрофе уже стала известна его коллегам.

— «вонит замначальника, спрашивает — ну что, ты живой? Ќу, говорю, если ты со мной разговариваешь, значит, наверное, живой. ј коллеги, оказалось, уже по рублю скинулись на похороны. я говорю, так вы мне отдайте то, что вы собрали, раз мне не понадобилось, — смеетс€ ёрий ѕестов.

—ейчас ёрию яковлевичу 77 лет
—ейчас ёрию яковлевичу 77 лет

ѕосле авиакатастрофы его приглашали в транспортную прокуратуру, спрашивали, как он оценивает причиненный ущерб. ёрий яковлевич говорит, что за€влений писать не стал — жив осталс€, и слава богу.

ј вот снова начать летать было непросто. ѕричем первый раз страх по€вилс€ не тогда, когда он сел в самолет, а когда поехал на автобусе на дачу копать картошку — салон показалс€ очень похожим на салон як-42.

— я думал, что буду бо€тьс€ летать. „то пока бодрюсь, а как приду садитьс€… ј потом пришел, сел и полетел, — говорит он. — —ейчас € уже много лет не летал, но спокойно снова сел бы в самолет. Ќо только не в як-42.

ƒмитрий ћихайлов вспоминает, что первой после авиакатастрофы снова лететь пришлось его маме:

—  онечно, все бо€лись, посмотрев, как легко ломаетс€ самолет, кака€ тоненька€ у него оболочка. Ќо € стал бо€тьс€ позже, в дев€ностых-двухтыс€чных, когда самолеты стали падать часто и кучно. ј теперь уже как-то все равно.

ѕассажирам, выжившим в авиакатастрофе як-42, не раз говорили, что им повезло. » опытный пилот ¬ладимир ”рих с этим согласен:

— Ѕудем честными — это его величество случай. ќднозначно скажу: повезло, что так закончилось. ¬се должно было быть намного хуже. —амолет, падающий с высоты 20 метров на такой скорости, может превратить все и всех в груду металла.