ћит€  узнецов изменил центр –ыбинска
ћит€  узнецов изменил центр –ыбинска

ћожно ли изменить центр города, если тебе этого просто захотелось? ћожно. » дл€ этого не об€зательно быть большим чиновником или вли€тельным бизнесменом. Ќо об€зательно надо иметь »дею. »менно так — с большой буквы. —обственно, вс€ эта истори€ как раз о буквах. » о том, как можно изменить не только улицу, но и мир вокруг себ€. –ассказывают ее наши коллеги из ярославл€ — портал 76.RU.

¬идео: «»стории из –оссии» / YouTube.com

—ейчас центр –ыбинска в ярославской области выгл€дит как декораци€ дл€ съемок фильмов — все магазины, включа€ сетевые, работают с вывесками в дореволюционном стиле. “ревел-блогеры растащили фото с этими вывесками по всему интернету. » –ыбинск вдруг — раз — и обзавЄлс€ такой особенной достопримечательностью. ќ том, как это получилось, мы поговорили с вдохновителем этих перемен — иде€ оформить так вывески пришла в голову известному в городе музыканту ћите  узнецову.

¬ывески в центре города теперь оформлены в едином стиле
¬ывески в центре города теперь оформлены в едином стиле

Ќачало у истории простое — ћит€ рассматривал фото XIX века и подумал: было бы здорово сделать так, чтобы вс€ улица, благодар€ наружному оформлению, вернулась в те времена, а?

» с этой мыслью пошЄл в администрацию. ”дачно зашЄл — там на тот момент как раз думали над реконструкцией  расной площади (как водитс€, площади в центре города), и иде€ ћити пришлась ко двору. Ќе пришлось и чиновников уговаривать.

¬се стороны ненависти

ј вот горожане с недоверием отнеслись к переменам.

— ¬начале было от спокойного ворчани€ до непри€ти€ идеи, — говорит ћит€  узнецов. — я испытал на себе все стороны ненависти. Ѕез этого никуда. ¬ообще любое дело практически всегда не принимаетс€, особенно сложное такое, когда ты вклиниваешьс€ в социальную сферу с непривычными совершенно взгл€дами.  онечно, очень многие люди негодовали, потому что привыкли к своим старым лавочкам, к своим видам, Єлочкам.

Ёта вывеска оказалась самой скандальной — люди не понимали, почему короткое слово должно занимать так много места на здании. ќказалось, что такой размер вывески исторически верен
Ёта вывеска оказалась самой скандальной — люди не понимали, почему короткое слово должно занимать так много места на здании. ќказалось, что такой размер вывески исторически верен

—ложно оказалось и с предпринимател€ми. «ачем это вообще? „то за блажь за наши деньги?

— Ёто же сложно на самом деле, когда теб€ заставл€ют переделать то, к чему ты привык.  огда уже по€вились готовые вывески, предпринимател€м результат понравилс€ практически всем. я одного предпринимател€ знаю, который до сих пор не очень смирилс€ с новой вывеской в таком стиле.

¬ мастерской до сих пор стоит огромна€ вывеска мебельного салона, с владельцем которого пока не получаетс€ договоритьс€. Ќо основна€ часть предпринимателей не только смирилась, но и вполне довольна внешним видом обновленных вывесок.

— ћо€ прежн€€ вывеска уже поистрепалась, — говорит владелец фотоателье в центре –ыбинска. — ѕоэтому, когда сказали заменить на новые, € не был против. ћне нравитс€, как она выгл€дит.

¬ городе ввели новый дизайн-код, по которому предприниматели теперь должны делать вывески в дореволюционном стиле
¬ городе ввели новый дизайн-код, по которому предприниматели теперь должны делать вывески в дореволюционном стиле

Ќе сложнее, чем рожать

¬ центре города заменили вывески не только местного бизнеса, но даже известных брендов: магазинов, банков. ќдной из последних сделали вывеску «ћагнит». —ложно представить, что компании, которые трат€т огромные деньги на узнаваемость своих логотипов, согласились пойти на это. Ќа вопрос, сложно ли было с ними договоритьс€, автор проекта с улыбкой отмахиваетс€: «–ожать сложно ребЄнка, а с брендами работать интересно!» —оздава€ такие вывески, художникам надо учесть не только исторический опыт, но и сохранить узнаваемость бренда, соединить его стиль с историческим, да ещЄ и своЄ художественное видение внести.

—делать вывески не только в единой стилистике, но и с правильным написанием на дореволюционном русском €зыке получилось не во всех случа€х — историки раскритиковали некоторые творени€ за необоснованные Ѣ (буква «€ть») на концах слов.

— ƒошло до смешного, когда подключились рекламные агентства города, — говорит ћит€  узнецов. — ѕроект € рассчитывал на мастеров и ремесленников, на художников города. ” мен€ сверхзадачей сто€ло — вернуть на улицы города руки мастеров — живые руки, которые бы преобразили город. Ќо, к сожалению, администраци€ выбрала путь рекламных агентств. я бы сказал, что проект в этом плане ущербный немного. ƒоходило до того, что на конце слова «мебель» писали не м€гкий знак, а твЄрдый — «мебелъ». Ќу а что? –екламные агентства, дизайнеры... »м сказали — они и начали л€пать твЄрдые знаки, на конце «еры», «€тей» побольше, чтобы всЄ это снабдить специ€ми, архаизмами, совершенно не задумыва€сь, что из себ€ представл€ет дореформенный русский €зык.

јвтор проекта говорит, что с брендами работать интересно
јвтор проекта говорит, что с брендами работать интересно
Ёх, вз€ть бы шкалик!
Ёх, вз€ть бы шкалик!
»ли два
»ли два
Ќаше почтение галантным кавалерам
Ќаше почтение галантным кавалерам

«„еловек почувствовал, что вложилс€»

¬ целом автор проекта осталс€ доволен. ќбновлЄнный центр города оценил даже известный российский дизайнер јртемий Ћебедев — вот уж от кого сложно ждать похвалы.

— ≈го мнение интересно было, особенно такое позитивное воспри€тие идеи, — говорит ћит€. — Ёто говорит о том, что мы на самом деле говорим на одном €зыке — €зыке художников и €зыке новаторов. ќн новатор — он создаЄт дизайн-смыслы современности, а историческа€ вывеска дл€ мен€ — не столько какой-то совсем музейный атрибут, несмотр€ на название проекта. Ёто — шаг вперЄд, это новизна в современном мире. ѕон€тно, что на 100% не всегда удаЄтс€ — есть какие-то л€пы, шероховатости, недоговорЄнности, потому что это очень сложный проект, ему аналогов нет. Ќадо довольствоватьс€ тем, что получилось. ј получилось очень близко к тому, что € хотел.

“акое преображение нравитс€ горожанам
“акое преображение нравитс€ горожанам

ј что это дало самому музыканту?

— ”бежденность в том, что созидание, де€тельна€ вера и бесстрашие способны мен€ть мир, в котором живем, к лучшему, даже если это против усто€вшихс€ правил, — говорит ћит€. — —ейчас на улицах мен€ узнают. ѕодходит человек, спрашивает: «Ёто вы делаете вывески? ¬ы замен€ете?» я с опаской говорю: «ƒа». Ќо мне жмут руку, благодар€т за то, что город становитс€ красивым. —ейчас атмосфера помен€лась в сравнении с тем, что было вначале. ћне пришлось вз€ть огонь на себ€, так как € автор проекта. “ут важно было усто€ть, конечно, осознавать по-насто€щему, что свою идею € хотел реализовать именно таким образом. » у предпринимателей по€вилось осознание, что они €вл€ютс€ меценатами арт-проекта. Ќе просто их заставили что-то сделать, а человек почувствовал, он вложилс€ — получилось красиво, город мен€етс€.

ƒаже серьЄзные заведени€ встроились в новый дизайн-код
ƒаже серьЄзные заведени€ встроились в новый дизайн-код

“еперь ћитю  узнецова прос€т поделитьс€ опытом и другие города. јвтор вывесок готовит презентацию дл€ Ћипецкой области и делает вывеску “уле в подарок.

јвтор осталс€ доволен реализацией своей задумки
јвтор осталс€ доволен реализацией своей задумки
ќбновлЄнные вывески органично вписались в облик центра города
ќбновлЄнные вывески органично вписались в облик центра города
—ложно представить, что иде€ одного человека может изменить город
—ложно представить, что иде€ одного человека может изменить город
ѕредприниматели без восторга прин€ли новшество, но теперь недовольных почти нет
ѕредприниматели без восторга прин€ли новшество, но теперь недовольных почти нет
„его изволите?
„его изволите?
÷ентр –ыбинска с новыми вывесками и фонар€ми оценил и известный дизайнер јртемий Ћебедев
÷ентр –ыбинска с новыми вывесками и фонар€ми оценил и известный дизайнер јртемий Ћебедев