ќба автомобил€ пытались увернутьс€ в одну сторону, поэтому удар получилс€ косо-фронтальным
ќба автомобил€ пытались увернутьс€ в одну сторону, поэтому удар получилс€ косо-фронтальным

ѕосле этого ƒ“ѕ в больнице оказались трое жителей ≈катеринбурга, а против водител€ Lexus возбудили уголовное дело. ќднако водитель оказалс€ непростым: в „ел€бинской области јндрей  осилов известен как бывший вице-губернатор и крупный предприниматель, и сразу после аварии он за€вил: «Ёто Lada вылетела мне на встречку». —работает ли така€ стратеги€ защиты, мы разобрались с экспертами. 

Ќа записи хорошо видно, что обгон на участке запрещЄн. ¬идео: читатель сайта

 лючевые моменты происшестви€ мы разметили на видео. јвари€ на участке с прот€женной зоной запрещени€ обгона: сплошна€ разметка т€нетс€ здесь на сотни метров из-за обили€ слепых поворотов.

Ќа участке, где случилось столкновение, разметка видима фрагментами, но обгон в любом случае запрещЄн хорошо различимым знаком 3.20. ≈го зона простираетс€ до знака отмены или перекрЄстка — ни того, ни другого по пути не встречаетс€, а значит, в месте ƒ“ѕ в любом случае обгон€ть нельз€.

Lexus ехал по встречной полосе дольше, чем требовалось дл€ обгона
Lexus ехал по встречной полосе дольше, чем требовалось дл€ обгона

ѕри этом Lexus как будто имел возможность вернутьс€ в свою полосу ранее, но ехал по встречной полосе до сближени€ с Lada Vesta, котора€ по€вилась из-за поворота.

— ¬идна пауза в действи€х водител€ Lexus: именно она провокационна€, приведша€ к ƒ“ѕ, — рассуждает автоэксперт ёрий ѕанченко. — ”же можно возвращатьс€ на свою сторону дороги, но Lexus продолжает ехать по встречной, причЄм чуть вил€ет влево. ¬идимо, отвлЄкс€ на полсекунды. ¬ключил радио? ѕоправил ремень безопасности?

ѕо мнению автоюриста компании «‘орлекс» Ќикола€ ѕопова, это микродвижение Lexus влево могло спровоцировать водител€ Lada увернутьс€ в другую сторону, то есть на встречную дл€ него полосу.

— ”видев впереди автомобиль, Lexus делает манЄвр в сторону встречной обочины, на что реагирует водитель Vesta и отклон€етс€ в другую сторону, — комментирует он. — ”видев кювет, водитель Lexus, скорее всего, подсознательно пожалел автомобиль либо испугалс€ и вернулс€ на свою полосу, но там уже была Lada Vesta.

 ак видит ситуацию предполагаемый виновник

јндрей  осилов, комментиру€ ситуацию, многократно подчеркнул, что считает виновным и водител€ Lada Vesta.

— ¬стреча-то прошла на стороне движени€, по которой мой автомобиль двигалс€, и выбросило нас на обочину моей стороны, — за€вил он. — ¬сЄ, что € мог сделать дл€ сохранени€ жизни людей, € сделал, а если у кого-то друга€ информаци€, пусть по€снит, как, остава€сь на своей стороне дороги, на своей, € подчЄркиваю... Ќа кадрах видно, как € делаю резкое движение вправо.  ак только возникла угроза, несмотр€ на то, что у мен€ машина больше, надЄжнее, безопаснее, € сразу начал уступать движение встречной колее, и дал этой машине все возможности уехать по своей колее. я свернул раньше, чем он свернул.

ћомент перед ударом: обе машины начали двигатьс€ синхронно, и злонамеренной попытки выбить Lexus у водител€ Lada не просматриваетс€
ћомент перед ударом: обе машины начали двигатьс€ синхронно, и злонамеренной попытки выбить Lexus у водител€ Lada не просматриваетс€

—ловно за кадром остаЄтс€ вопрос о первоначальной причине инцидента — обгоне в запрещЄнной зоне. Ќо јндрей  осилов не употребл€ет слова «обгон»:

— ƒа, из-за аварийного состо€ни€ дороги € вынужден был сделать объезд этого аварийного участка и резко уйти в сторону потом, чтобы не допустить столкновени€. Ќо зачем втора€ сторона поехала в эту же сторону, никто по€снить не может.

Ѕизнесмен считает, что водитель Lada Vesta ошибс€ в силу недостаточного опыта.

— ћожет быть, надо было ему всЄ-таки на обочину своей стороны уехать, и тогда бы не было противосто€ни€? — задаЄтс€ вопросом бывший вице-губернатор. — ƒаже когда уходишь от встречки, всЄ равно стараешьс€ в свою сторону: сами понимаете, ехать в строну встречки — это риски колоссальные. ≈го полоса была совершенно свободна. я притормаживал, чтобы освободить ему проезд, и ему просто нужно было притормозить и прин€ть немного вправо. Ќикакой аварийности не было. я вообще не уверен, тормозил ли он в этом повороте. Ќо тут уже вопрос — кто как умеет водить.

«нак 3.20 «ќбгон запрещЄн» стоит в начале участка со множеством слепых поворотов. “абличка ««она действи€» относитс€ только к нижнему знаку «–екомендуема€ скорость» (см. примечани€ к разделу ««наки дополнительной информации»).
«нак 3.20 «ќбгон запрещЄн» стоит в начале участка со множеством слепых поворотов. “абличка ««она действи€» относитс€ только к нижнему знаку «–екомендуема€ скорость» (см. примечани€ к разделу ««наки дополнительной информации»).

ћы уточнили, дл€ чего самому  осилову нужно было обгон€ть в столь сложном повороте, но он парировал:

— ≈сли был поворот, зачем [водитель Lada Vesta] выехал на встречную полосу?

Ќапоследок водитель Lexus сказал:

— јвари€ возникла и по моей вине, наверное.

Ќо, подумав, добавил:

— ј может быть, и нет.

≈сть ли дол€ вины водител€ Lada Vesta?

Ќа этом участке дороги выезд на встречную полосу запрещЄн с обоих направлений, поэтому попытка Lada увернутьс€ от Lexus на встречную полосу вызывает споры. –азошлись во мнени€х и наши комментаторы. 

јвтоэксперт ёрий ѕанченко считает, что попытка уйти на встречную полосу в исполнении водител€ Vesta действительно вызывает вопросы.

— ¬ –оссии прин€то правостороннее движение, и значит, при встречном разъезде нужно принимать вправо: ничего иного термин «правостороннее движение» не означает. ≈сли Lexus спровоцировал аварию, то водитель Lada действовал по наихудшему сценарию. Ќо решать всЄ будет экспертиза.

ёрий ѕанченко считает, что крайним могут сделать и водител€ Lada. ќн ссылаетс€ на постановление пленума ¬ерховного суда от 9 декабр€ 2008 года № 25:

— ¬ нЄм говоритс€ буквально следующее: уголовна€ ответственность по статье 264 ”  –‘ наступает, если у водител€ имелась техническа€ возможность избежать ƒ“ѕ и между его действи€ми и наступившими последстви€ установлена причинна€ св€зь.

јвтоюрист Ћев ¬оропаев уверен, что при расследовании дела будет назначено множество экспертиз, но сам не усматривает вины водител€ Lada, по крайней мере, по записи.

— ƒа, есть пункт 10.1 ѕƒƒ –‘, который требует от водител€ тормозить вплоть до полной остановки при обнаружении опасности, — объ€сн€ет юрист. — Ќо у автоэкспертов есть пон€тие аварийной ситуации, при которой торможение уже не позвол€ет избежать ƒ“ѕ. ¬ этом случае эксперт может прийти к выводу, что маневрирование было оправдано, потому что €вл€лось единственным способом избежать аварии. ¬одитель Lada, вполне веро€тно, не мог знать, что именно сделает Lexus в следующий момент, и попыталс€ его объехать по встречной полосе. 

ƒругими словами, автоэксперты могут сделать вывод, что выезд Lada на встречную полосу был следствием аварийной ситуации, а не причиной.

ћожет ли в таких авари€х быть два виновника?

— ƒа, могут возбудить два уголовных дела, причем если в действи€х одного из водителей установ€т нарушение ѕƒƒ, то дл€ другого водител€ это может быть см€гчающим обсто€тельством, — по€сн€ет Ћев ¬оропаев.

ќн также подчЄркивает, что водитель Lexus обгон€л в грубой манере, и запрет обгона в этом месте «читалс€» не только по знакам и разметке, но и по другим признакам:

— ѕункт 11.4 ѕƒƒ запрещает обгон в местах с ограниченной видимостью. ќп€ть же это установит экспертиза, но на вид это одно из таких мест, — указывает Ћев ¬оропаев. —  роме того, пункт 11.2 ѕƒƒ запрещает обгон в случа€х, если водитель не может его безопасно завершить, и здесь водитель Lexus €вно не выполнил это условие.

„итатели указывают, что Lada могла двигатьс€ с превышением скорости, но, по мнению Ћьва ¬оропаева, даже если экспертиза установит факт нарушени€, потребуетс€ доказать причинно-следственную св€зь между превышением и самой аварией.

Ќиколай ѕопов более весок в суждени€х:

— Ќи о какой вине водител€ Lada Vesta речи быть не может. Ќа мой взгл€д, очевидно, что он уходил от столкновени€, увидев на встречной полосе Lexus, который сделал микроманЄвр в сторону встречной обочины, чем сбил водител€ Vesta с толку.

–асследование этой аварии продолжаетс€. 

 то, на ваш взгл€д, виноват в этом ƒ“ѕ?

јвторизируйтесь,  чтобы проголосовать ќпрос завершен ¬ы успешно проголосовали! –езультаты будут опубликованы по завершении опроса.
  • —топроцентно водитель Lexus
  • √лавный виновник — водитель Lada Vesta
  • ќба виноваты
  сожалению, ваш браузер сильно устарел и не поддерживает технологию голосовани€