—амый нелепый провал дес€тилети€: российский ®-мобиль
—амый нелепый провал дес€тилети€: российский ®-мобиль

»ногда рецепты успеха лучше видны на примерах неудач. ћы сделали очень субъективный рейтинг моделей и автомобильных проектов, которые много обещали, но фурора не произвели.  стати, есть в этой подборке и практическа€ польза, потому что некоторые модели были отнюдь не плохи, зато сейчас сто€т «ниже рынка». ћы выбирали из проектов последних 15 лет. 

®-мобиль

” ®-мобил€ было множество выставочных версий — это одна из последних, довольно неказиста€
” ®-мобил€ было множество выставочных версий — это одна из последних, довольно неказиста€

ѕуста€ бочка гремит больше полной, но ещЄ громче гремел ®-мобиль — совместный проект олигарха ћихаила ѕрохорова и белорусской компании «яровит». «а стоимость «Ћады-√ранты» обещали ситикар с беспрецедентным уровнем инженерии: тут и композитный кузов, и гибридный полный привод, и суперконденсаторы, и роторно-лопастной двигатель. ”дивительнее всего, что нашлись «свидетели ®-мобил€», оставл€вшие предзаказы на сайте компании. –оссийские власти не заметили подвоха и на откровенную мистификацию смотрели равнодушно (как на «ћћћ»), хот€ большинство специалистов сразу отмечали утопичность прожекта. ≈динственный плюс ®-мобил€ оказалс€ в том, что всЄ не вылилось в масштабный отъЄм денег у населени€.

Nissan Almera (модель 2012 года)

ѕопытка закосить под дизайн Teana на логаноподобной модели смотрелась странно
ѕопытка закосить под дизайн Teana на логаноподобной модели смотрелась странно

ѕостроенный на базе Renault Logan «стретч» Nissan Almera имел рекордную дл€ класса вместимость задних сидений, просторный багажник и наследственную все€дность подвески. «јльмера» хорошо стартовала: в первый полный год продаж (2014-й) модель разошлась тиражом 46 тыс€ч единиц — немногим хуже самого «Ћогана». Ќо триумф длилс€ недолго, и уже на следующий год продажи упали почти вдвое. ћногих отпугивали странный дизайн и логановска€ аскеза в салоне.

«ато кака€ вместимость: на одном тест-драйве мы запихали в салон надувную лодку. Ќе сдува€, конечно
«ато кака€ вместимость: на одном тест-драйве мы запихали в салон надувную лодку. Ќе сдува€, конечно

Ќа вторичном рынке Almera 2014–2015 года стоит 400–500 тыс€ч рублей — хороший вариант дл€ людей с длинноногими родственниками.

ј это Sentra — попытка Nissan предложить росси€нам недорогой, но солидный автомобиль. ≈го не спасла даже ижевска€ сборка 
ј это Sentra — попытка Nissan предложить росси€нам недорогой, но солидный автомобиль. ≈го не спасла даже ижевска€ сборка 

—хожей была судьба Nissan Sentra — седана-переростка класса —+, который пришЄл в –оссию накануне «валютного кризиса» 2015 года и продержалс€ недолго. ѕодвЄл форм-фактор: за сумму около 1 миллиона рублей клиенты предпочитали не седан, а кроссовер. «ато сейчас Sentra сравнительно доступна.

Chery Amulet

Chery Amulet резко потер€ли в цене: из-за подобных моделей «китайцев» до сих пор считают одноразовыми
Chery Amulet резко потер€ли в цене: из-за подобных моделей «китайцев» до сих пор считают одноразовыми

Ёто был первый китайский автомобиль, который действительно пользовалс€ спросом в –оссии. ѕерелицованный Seat Toledo начала 90-х быстро ржавел и ломалс€, но низка€ цена вкупе с запахом кле€ в салоне затуманили голову тыс€чам смельчаков.

¬о врем€ краш-теста изданием «јвторевю» Chery Amulet показал один из самых низких уровней безопасности. ƒл€ езды на нЄм нужны был и амулет, и оберег, и три иконки
¬о врем€ краш-теста изданием «јвторевю» Chery Amulet показал один из самых низких уровней безопасности. ƒл€ езды на нЄм нужны был и амулет, и оберег, и три иконки

Ќо после краш-теста изданием «јвторевю» карета превратилась в тыкву и продажи резко упали. ћассовость «јмулета» оказалась не впрок. ќн подложил свинью другим китайским модел€м, и, хот€ они существенно прибавили в качестве и цене, амулетовский осадочек прилип надолго. —ейчас Chery Amulet продают по бросовым ценам.

Marussia

Marussia смотрелись не очень оригинально, но зрело и стильно. ƒаже жаль, что проектом занимались прожектЄры без опыта в большом автопроме
Marussia смотрелись не очень оригинально, но зрело и стильно. ƒаже жаль, что проектом занимались прожектЄры без опыта в большом автопроме

¬ отличие от ®-мобил€, проект Marussia не выгл€дел заведомо утопичным: наладить мелкосерийный выпуск спорткаров проще, чем инновационной массовой ®-модели. «ћарашевцам» удалось выпустить несколько симпатичных прототипов и объ€вить об их испытани€х, но дальше этого дело не пошло.  оличество обещаний Ќикола€ ‘оменко, одного из лидеров проекта, стало превышать реальный выхлоп, а закончилось всЄ скандалом: кредиторы обратились в суд, чтобы взыскать с шоумена 65 миллионов рублей. Ќекоторое врем€ в «‘ормуле-1» была команда Marussia, но и она ничего не добилась. Ўутить на радио у ‘оменко получалось лучше, чем строить суперкары.

—едан Ford Fiesta

 узов седан дл€ Ford Fiesta выгл€дел чужеродным
 узов седан дл€ Ford Fiesta выгл€дел чужеродным

—ама по себе «‘иеста» была очень милой моделью и в нулевых пользовалась в –оссии стабильным спросом, но потом из неЄ решили сделать бюджетный седан. ћера была отчасти вынужденна€: концерну срочно понадобилась модель дл€ конкуренции с Hyundai Solaris и Volkswagen Polo — этот тренд Ford полностью проспал.

Ќо конкуренци€ уже была высока, и у неказистого седана из “атарстана шансов было немного: он не был ни дешевле, ни €рче конкурентов. ѕри этом Ford сумел наладить масштабное производство двигателей в –оссии: кроме него из иностранцев им обладали только Renault/Nissan и Volkswagen.

Ford упустил и нишу бюджетных кроссоверов: модель EcoSport особым спросом не пользовалась, а скоро на рынок вышел очень успешный Hyundai Creta. ќбидевшись, Ford решил уйти из –оссии совсем.

TagAZ Aquila

ѕосле публикации таких фотографий Aquila стали сравнивать с Ferrari и Porsche Panamera. јвансы, конечно, не оправдались
ѕосле публикации таких фотографий Aquila стали сравнивать с Ferrari и Porsche Panamera. јвансы, конечно, не оправдались

“аганрогский автозавод долгое врем€ выпускал контрактные модели вроде Hyundai Accent, но амбиции были масштабнее. Ќа заводе неоднократно пытались создать свой бренд (например, Vortex и «ƒонинвест ќрион») и наладить выпуск оригинальных моделей. ѕравда, одна из них, Vega, оказалась в центре большого скандала, св€занного с нелегальным заимствованием решений Chevrolet Lacetti.

Ќо Aquila была совсем другой: еЄ экзотический, пусть и небесспорный, дизайн сделал заголовки. ѕри невысокой цене (от 415 тыс€ч в 2013 году) и возможност€х гольф-классников она выгл€дела почти привлекательно.

¬ отличие от ®-мобил€ и Marussia, «јквила» поступила в продажу, и даже сегодн€ еЄ можно купить. ÷ена за такой эксклюзив отнюдь не бросова€.

Ќо «јквила» была лебединой песней “агј«а: к моменту еЄ выхода завод уже находилс€ в предбанкротном состо€нии, а позже был ликвидирован.

Datsun on-Do

¬о врем€ первого тест-драйва в 2014 году Datsun on-Do нам понравилс€, но с тех пор бренд как будто топчетс€ на месте
¬о врем€ первого тест-драйва в 2014 году Datsun on-Do нам понравилс€, но с тех пор бренд как будто топчетс€ на месте

Ѕренд Datsun был почти незнаком росси€нам до 2014 года, хот€ во всЄм мире его знали только с положительной стороны: когда-то под этой маркой экспортировались все модели Nissan, включа€ знаменитый 240Z (Nissan Fairlady).

¬ –оссии же Nissan решил использовать Datsun дл€ обозначени€ бюджетных моделей на базе Lada Granta. »де€ казалась неплохой: совместить в одной машине доступность вазовских моделей и качество €понских. ќднако разница между Datsun on-Do и Lada Granta оказалась несущественной, а цена выше.

¬ –оссии бренд остановилс€ в развитии: давно обещанный кроссовер не показан даже на эскизах. ¬ 2019 году Datsun продал 22 тыс€чи машин — аналогична€ Lada Granta расходилась в шесть раз лучше.  стати, будьте внимательны: «ƒатсуны» за несуразные деньги люб€т втюхивать серые автосалоны.

Volga Siber

 огда-то росси€не любили американские машины, и Siber пыталс€ разыграть эту карту
 огда-то росси€не любили американские машины, и Siber пыталс€ разыграть эту карту

ѕроект казалс€ беспроигрышным: вз€ть за основу американскую модель (Chrysler Sebring) и превратить в доступный седан дл€ –оссии, попутно загрузив мощности √ј«а. ƒл€ «—айбера» предлагали двигатели объемом 2,4 литра в паре с четырЄхступенчатым автоматом, а его м€гка€ подвеска должна была очаровать любителей американского комфорта. ¬ активе была и цена до 500 тыс€ч рублей.

Ќо модель не зашла. — одной стороны, еЄ подкосил кризис 2008–2009 года, с другой, «—айбер» оказалс€ дл€ росси€н автомобилем неформатным и даже архаичным: в те годы соотечественники предпочитали Ford Focus и Chevrolet Cruze, созданные с прицелом на ≈вропу. ѕроект быстро загнулс€, а на мощност€х √ј«а всерьЄз и надолго прописались модели Volkswagen и Skoda. —ейчас «—айберы» продаютс€ по невысоким ценам.

Skoda Roomster

Roomster был очень оригинален, но его вытеснили компактные кроссоверы
Roomster был очень оригинален, но его вытеснили компактные кроссоверы

ѕопадание в наш список вовсе не означает, что модель плоха, и вот пример. SKODA Roomster — этака€ Fabia-кентавр с задней частью в стиле пассажирского «каблучка». Roomster был вместительным, а на заднем р€ду создавал чувство воздушности, поэтому пассажиров меньше укачивало. ј водитель мог наслаждатьс€ впечатл€ющей (по меркам класса) управл€емостью.

Ќо проблемы с продажами были не только в –оссии, но и в мире — люди всЄ больше предпочитали кроссоверы вроде вышедшей позже SKODA Yeti. ¬ –оссии же к «каблучкам» в принципе много предубеждений. —ейчас «–умстеры» остались лишь на вторичном рынке.

Iran Khodro Samand

Samand продавалс€ во второй половине нулевых
Samand продавалс€ во второй половине нулевых

„его-чего, а иранских автомобилей в –оссии до этого не было и, видимо, уже не будет. Samand оказалс€ неплохой попыткой, точнее дерзкой. ¬ основе лежала лицензионна€ платформа Peugeot 405, старомодна€, но дл€ своего времени удачна€, а марка Iran Khodro была крупным производителем в родном »ране.

Ќо превратитьс€ в серьЄзный проект «—аманду» не удалось: его задушили новые экологические стандарты –оссии. ј дл€ успеха в начале дес€тых требовалось местное производство, которого у иранцев не было: одно врем€ муссировались слухи о белорусской сборке, но без видимого результата. Ќа вторичном рынке «—амандов» — считаные единицы.

—амым грандиозным провалом российского автопрома вы считаете...

јвторизируйтесь,  чтобы проголосовать ќпрос завершен ¬ы успешно проголосовали! –езультаты будут опубликованы по завершении опроса.
  • ®-мобиль
  • Marussia
  • TagAZ Aquila
  • проект « ортеж»
  • весь российский автопром
  сожалению, ваш браузер сильно устарел и не поддерживает технологию голосовани€

Ќаверн€ка, это далеко не все «флопы» авторынка и автопрома –оссии — добавл€йте свои в комментари€х.