„асто дети станов€тс€ объектами травли в школе 
„асто дети станов€тс€ объектами травли в школе 

ќтвечать на чужую агрессию — навык, который не так уж редко бывает нужен всем нам: нахамить могут и в магазине, и на улице, а нарушить личные границы порой способны даже близкие. ƒети сталкиваютс€ с этим чаще. ”низительные реплики, угрозы, назойливые требовани€ могут здорово попортить им жизнь. ѕсихологи ћаксим и јнастаси€ Ѕереновы раньше рассказывали нам, как дет€м вести себ€ на улицах, а также как не стать жертвой сексуального насили€.

—егодн€ ещЄ одна инструкци€ — о том, какими словами разговаривать с агрессорами, чтобы защитить себ€ и избежать стычек и травли.

— ƒетей важно и нужно учить, как действовать в конфликте, — говорит јнастаси€ Ѕеренова. — Ёто больша€ ошибка — считать, что их не будет.  онфликты будут, и навык их выдерживать — часть социализации и взрослени€. ј вот отличить конфликт от преследовани€ и травли — это уже другой, не менее ценный навык. » есть ситуации, где ребенок бессилен. Ќо во многих других он может разрешить проблему сам, повысив и свою самооценку этим тоже. 

 ак отстаивать границы

”низить, оскорбить ребЄнка могут бестактные вопросы, комментарии, назойливые советы, требовани€. –ебЄнок должен научитьс€ отстаивать свои границы.

ѕо мнению ћаксима и јнастасии Ѕереновых, отстаивание границ — это выдвижение своих требований в форме приказа.

«ќтпусти!», «”бери руки!» — если противник схватил и удерживает. «ќтойди», «ѕропусти» — если не выпускает из замкнутого пространства. «десь очень важно не столько что говорить, сколько как. Ёксперты советуют произносить свой приказ громко и чЄтко, но не кричать, а проговаривать низким голосом. ѕриказ должен быть простым и пон€тным, лучше не употребл€ть в нЄм слова с частицей «не».

Ћишн€€ вежливость («ѕожалуйста, не могли бы вы…») может быть восприн€та как слабость. “очно так же не нужно оправдыватьс€: вы не об€заны объ€сн€ть, почему поведение противника вам не нравитс€. ћожно сделать движение навстречу противнику, чтобы он также почувствовал дискомфорт от нарушени€ границ. Ќо не дотрагиватьс€ до него, потому что это тоже может закончитьс€ дракой.

 онечно, противник может проигнорировать приказ, попытатьс€ сменить тему, перевести всЄ в шутку или ответить агрессией. ¬ этом случае эксперты советуют про€вить настойчивость, повторить приказ снова и с бо́льшим нажимом.

«–уки убери!»: как ребЄнку дать отпор тем, кто достаЄт, травит и угрожает

–абота с угрозами

≈сли кто-то угрожает ребЄнку, он должен научитьс€ этому противосто€ть. Ќекоторые используют неисполнимые угрозы («я тебе кости переломаю!»), просто чтобы позлить. ≈сли грозит незнакомый человек издалека, можно это проигнорировать. Ќо в некоторых случа€х противник после таких угроз может перейти уже и к вполне реальным действи€м.

Ёксперты в случае угрозы советуют сохран€ть спокойствие и не показывать страх. ќтвечать не слишком громко и не слишком тихо, медленно, членораздельно. –азговарива€ с равным по силе противником при низком уровне угрозы надо подкрепить свои слова €зыком тела: принимаем позу спокойстви€ и медленно (резкое движение выгл€дит слишком агрессивно и может спровоцировать ответную агрессию), но уверенно движемс€ вперед, возможно, вход€ в ближнюю зону противника.

ƒальше действуем так же, как и при отстаивании границ, то есть формулируем приказ и добиваемс€ его выполнени€.

Ѕолее серьЄзные угрозы лучше задокументировать — например, поискать свидетел€ и попросить его подтвердить происход€щее. —ам факт того, что кто-то может подтвердить угрозы, способен остановить агрессора.

ћожно записать угрозы на диктофон или попросить окружающих быть свидетел€ми
ћожно записать угрозы на диктофон или попросить окружающих быть свидетел€ми

’ороший способ — записать угрозы на диктофон, благо сейчас эта функци€ есть почти в любом телефоне. ѕотренируйтесь с ребенком включать и воспроизводить запись. Ћучше делать это вслепую, на ощупь, чтобы не провоцировать агрессию. — некоторыми кнопочными телефонами это легко. ј вот с сенсорным экраном бывает сложнее. ¬ некоторых случа€х проще включить камеру и убрать телефон в карман. «апись звука все равно произойдет.

—ледующий шаг, который должен сделать ребЄнок, — сообщить об угрозах взрослому, которому он довер€ет, — учителю, родител€м. ¬ажно объ€снить подростку, что это не значит €бедничать, это забота о собственной безопасности.

≈сли угроза в адрес ребЄнка исходит от взрослого, схема действий примерно та же: сохран€€ спокойствие, поворачиваемс€ к агрессору лицом на безопасном рассто€нии, отстаиваем границы, ищем свидетелей, делаем запись на диктофон. ћожно попросить свидетелей, чтобы они позвонили родител€м или в полицию. ќб угрозе ребЄнок должен рассказать взрослым.

“иха€ агресси€

«ачастую агрессоры вовсе не кричат громким голосом, а «достают» жертву максимально незаметно дл€ окружающих. Ёксперты утверждают, что такие «тихушники» бо€тс€ привлекать внимание. ќни говор€т гадости едва слышно, а жертвы, в адрес которых звучат оскорблени€ и непристойности, порой слишком стеснительны, чтобы дать отпор.

јгрессор в таких случа€х испытывает удовольствие от смущени€ жертвы. ѕоэтому здесь самое главное — преодолеть стеснение. ƒействи€ «тихушника» быстро сойдут на нет, если ребЄнок громко расскажет окружающим о том, что происходит. Ќапример, громко и членораздельно произнесЄт: не смей больше говорить мне, что… — и процитирует ту самую гадость. Ёто сделает действи€ «тихушника» €вными, а этого он больше всего и боитс€. 

ѕочитайте также интервью с психологом о том, как дет€м справитьс€ с агрессией, и разговор с экспертом по кибербезопасности о том, чего бо€тьс€ дет€м в интернете и как избежать реальных угроз.