— первого российского шутинга прошло п€ть лет, но педагогам до сих пор не объ€снили, как работать с агрессивными школьниками
— первого российского шутинга прошло п€ть лет, но педагогам до сих пор не объ€снили, как работать с агрессивными школьниками

ѕеред новым учебным годом министр просвещени€ –‘ ќльга ¬асильева за€вила, что в ближайшее врем€ в школы поступит методичка по работе с агрессивными подростками. ≈е €кобы решили выпустить после того, как в –оссии участились вооруженные нападени€ учеников на собственные школы (так называемый шутинг). ѕервый мес€ц учебы подходит к концу, а методичку учител€м так и не раздали. ћы много раз звонили в министерство, чтобы тоже получить экземпл€р и обсудить эти советы с экспертами. ѕосле долгих поисков хоть кого-нибудь, кто знал бы об этом документе, нам удалось св€затьс€ с директором ‘√ЅЌ” «»нститут изучени€ детства, семьи и воспитани€ –јќ» “ать€ной ¬олосовец — это еЄ подчиненные разрабатывают методические рекомендации дл€ педагогов. Ќо ¬олосовец сказала, что министр ошиблась, а создание методички пока только в планах, причем на 2021 год.

«абыть об этом вместе с министром и методистами на ближайшие годы мы не можем, ведь проблема уже есть и ее масштабы растут. ¬от сводка за последние пару лет: в €нваре 2018 года массова€ резн€ произошла в пермской школе, подростки с ножами ворвались в учебное заведение, пострадали учитель и 11 учеников младших классов. Ќесколькими дн€ми позже дев€тиклассник из ”лан-”дэ напал с топором на учеников седьмого класса, пострадали п€теро. ¬ окт€бре прошлого года страну потр€с «керченский стрелок»: его жертвами стал 21 человек. ¬ первые дни этого учебного года трагеди€ едва не повторилась в небольшом уральском городке: силовики задержали двух подростков из  ушвы за планирование терактов в техникуме и школе.

¬месте со школьным психологом и детским психиатром мы решили разобратьс€, на каких подростков стоит обратить внимание. » что делать, чтобы не допустить трагедии.

¬ зоне риска — одиночки

¬се мы учились в школе и помним, что на особом контроле у учителей всегда главные хулиганы. » неудивительно — за этими сколько ни следи, а они всЄ равно об€зательно чего-нибудь выкинут. Ќо часто оружие в руки берут те, кого учител€ и одноклассники характеризуют как затравленных изгоев.  ого же на самом деле надо бо€тьс€?

— ѕроблемы по€вл€ютс€ у детей, подверженных дезадаптации, — тех, у кого нет друзей, низкий социальный статус. ќсобенно плохо, когда они не умеют про€вл€ть эмоции или чувствуют себ€ слишком обиженными, — объ€сн€ет руководитель методического объединени€ педагогов-психологов  ировского района ≈катеринбурга, педагог-психолог “ать€на јнтропова. — ¬сЄ начинаетс€ с мелочей и разрастаетс€, особенно если есть сложности в семье. ѕоэтому мы работаем с педагогами, чтобы они включали таких учеников в общий процесс, удел€ли им внимание. ƒо родителей информацию тоже доносим.

ѕсихиатры советуют обращать внимание на одиночек. ƒетский психиатр-психотерапевт —ветлана ѕолубо€рских объ€сн€ет, что дл€ подростка наиболее ценны именно отношени€ в группе сверстников. ≈сли их нет, это говорит о проблемах, которые или уже возникли, или как раз подкрадываютс€.

Ѕольша€ компани€ сверстников — залог здоровой психики подростка
Ѕольша€ компани€ сверстников — залог здоровой психики подростка

— ¬ подростковом возрасте происходит естественное отделение подростка от семьи, он становитс€ психологически менее зависимым от родителей. ћногих это пугает, но беспокоить должно скорее обратное поведение — если в четырнадцать лет ребенок нуждаетс€ в маме и папе так же, как и в восемь, — объ€сн€ет психиатр.

–ечь, конечно, не идет о полной потере контакта с семьей — это обратна€ крайность, котора€ тоже должна насторожить. Ќо, как справедливо заметил папа ƒ€ди ‘едора, дети не станут пропадать, если будет «при€телей целый мешок и вс€кие там жмурки-пр€талки».

»щите подсказки в социальных сет€х

 аждую осень разгораютс€ скандалы, св€занные с соцсет€ми, — школьникам сообщают, что все их странички будут просматриватьс€ педагогами. “о же рекомендуют делать и родител€м. ѕодростки, естественно, недовольны — а как же их приватность и личное пространство?

— ¬ соцсет€х не может быть никакого личного пространства — теб€ же вид€т другие люди, другие дети. » взрослые тоже могут видеть, — говорит психиатр ѕолубо€рских. — я считаю правильным, когда учител€ и педагоги обращают внимание школьников на то, что они пост€т, — это формирует ответственность. Ќо, конечно, в случае с подростками нужно об€зательно предупредить о том, что вы их читаете, иначе это может привести к конфликту.

Ўкольники воспринимают соцсети как их личное пространство, но, по сути, это давно уже общественное место
Ўкольники воспринимают соцсети как их личное пространство, но, по сути, это давно уже общественное место

ѕолубо€рских советует в первую очередь не искать в соцсет€х у подростков мат и шутки не по возрасту, а обращать внимание на настроение публикаций. Ќасторожить должны многочисленные грустные, а главное — агрессивные картинки, высказывани€ и мемы. Ќо даже если на страничке сплошные обещани€ покончить с собой и уничтожить весь мир, это повод лишь насторожитьс€, а не паниковать. ¬овсе не значит, что перед вами непременно малолетний мань€к и будущий стрелок.

— ѕодростки — максималисты. ќни преувеличивают, могут играть на публику, ждать реакции окружающих. Ќеоб€зательно он будет делать всЄ, что написал у себ€ на странице. Ќаоборот, скорее не будет. Ќо и совсем не обращать внимани€ тоже нельз€, важно найти золотую середину, — учит психиатр.

∆естокость в играх и в реальности: кака€ св€зь?

” старшего поколени€ всегда найдетс€ объ€снение подростковой агрессии — то музыка неправильна€, то фильмы про убийства, то игры жестокие. Ќо психиатр утверждает, что в данном случае мы подмен€ем причину и следствие: сначала возникает агресси€, а только потом интерес к условным кровавым шутерам. Ќо почему нам всЄ врем€ кажетс€, что подростки станов€тс€ злее?

— „асто причиной проблем с психикой становитс€ органическа€ недостаточность, то есть нарушени€ в развитии ребенка в утробе матери или в первые годы жизни. —ейчас психических расстройств становитс€ больше, эта тенденци€ будет продолжатьс€. ¬сЄ это последстви€ того, что медицина шагнула вперед, но некоторые вещи устарели. Ќапример, врачи могут спасти жизнь недоношенного ребенка, но не занимаютс€ его дальнейшим сопровождением. Ќеврологи наблюдают его до года, а потом говор€т «всЄ в пор€дке». Ќо на самом деле — не всЄ. “о, что мы видим в подростковом возрасте как про€вление агрессии, можно отследить еще в детстве, — считает психиатр —ветлана ѕолубо€рских.

»нтерес к жестоким играм — не причина агрессии, а ее следствие
»нтерес к жестоким играм — не причина агрессии, а ее следствие

–ечь не о попытках мучить котиков или желании дергать девочек за косички. ѕо словам врача, у будущих агрессивных подростков еще в детстве про€вл€етс€ отставание в развитии. ќно может быть небольшим, но должно тревожить — агрессивные подростки, как правило, интеллектуально снижены. “ак что гениальные мань€ки — это больше киноштамп, чем реальна€ проблема.

— ѕричины вспышки агрессии могут быть разные — от невротических состо€ний до психотических. Ќапример, это могут быть последстви€ травли в школе — долгое врем€ человек терпел ее и в итоге сорвалс€. Ёто можно предотвратить, воврем€ начав лечение — тут в первую очередь нужно делать ставку на психотерапию. ƒругой вариант развити€ событий — реактивный психоз, который развиваетс€ мгновенно. ¬ этот момент ребенок не осознает происход€щего, что может привести к насто€щей трагедии — в таких состо€ни€х люди могут совершить суицид или убийство, совершенно не понима€, что они делают. ¬ этом случае уже понадобитс€ медикаментозное лечение в стационаре, — признает доктор.

ѕедагог-психолог “ать€на јнтропова считает, что в 15–16 лет школьник еще не умеет качественно скрывать свои эмоции, так что участливый взрослый легко поймет, что у него на душе. ≈сли подросток вынужден за€вл€ть о себе массовой агрессией, то его упустили — не оказалось р€дом никого, кому ребенок был бы небезразличен. » психологи, и психиатры сход€тс€ в одном: агресси€ подростка — это недосмотр взрослых. –одителей, учителей и медиков.