Категорий в правах становится больше, к тому же многие из них получили разделение на подкатегории в зависимости от вида транспортного средства. При этом планировавшейся части М для мопедов так и не появилось. Зато ужесточились требования к иностранным гражданам, которых принимают на должность водителя. Теперь, чтобы устроиться на работу, нужно будет получать российские удостоверения, а соответственно сдавать экзамены. Такое решение вчера приняли депутаты Госдумы в первом чтении. При этом в комитете по транспорту предполагают, что вскоре могут измениться и сроки действия удостоверений: в частности, его предлагают сократить в два раза для пожилых водителей после 65 лет.
Итак, вместо пяти действующих категорий вводятся девять, а к ним прибавляются еще шесть подкатегорий. Они устанавливают своеобразную градацию по типу транспорта, соответственно появляются новые требования к водителям. Сразу отметим, что нынешние удостоверения с введением нового формата будут действительны, пока не придет срок замены.
*Право на открытие категорий ВЕ, СЕ, DЕ получают водители, у которых опыт управления категориями В, С или D не менее года. Также годовой водительский стаж потребуется для получения подкатегорий С1Е и D1Е.
«Вводить новую «раскладку» по категориям на самым деле необходимо. Например, сейчас не различаются права на пассажирскую «газель» и большой междугородний автобус. Или на управление мотоциклом права можно получить в 16 лет. И они позволяют управлять мощным «Харлеем». Это неправильно – тяжелыми мотоциклами надо управлять с 18 лет. Также очень много споров было, когда к легковой машине прицепляли большой прицеп, который хотя и весил меньше 750 кг, но в сумме состав превышал 3,5 тонны. Сейчас эту правовую неопределенность ликвидируют», – говорит преподаватель автошколы «Радуга», автор книги «Наставление по общению с ДПС» Юрий Панченко.
Разумеется, полноценная категория дает право управлять транспортом, подпадающим под самостоятельные подкатегории, но не наоборот. Получил права на мотоцикл, управляй любым из них. Выучился на категорию В с механической трансмиссией, води машины и на «ручке», и на автомате. Но, если в правах есть особая отметка про АКПП, на механику дорога закрыта. Поэтому изменение в программах обучения могут затронуть лишь практическую часть, но не теорию.
«В программах обучения вряд ли что-то кардинально поменяется, поскольку слушателю будут выдавать объем информации на полноценную категорию. В зависимости от его выбора, какой именно транспорт он намерен водить, подходящий под эту категорию, будут выдавать удостоверения. Например, человек выучился на категорию В, но хочет управлять исключительно машиной на автомате, тогда и управа выдадут со специальной отметкой, – поясняет секретарь правления ассоциации автошкол Андрей Николаев. – Возможно, от категории М решили отказаться, поскольку возникли какие-то трудности с классификацией двухколесного транспорта. Ведь мопеды не относятся по правилам к механическим ТС, как и велосипеды, и если пришлось бы вводить новую категорию для мокиков, скутеров, возможно, это как-то затронуло бы и велосипедистов».
Кстати, отказ от идеи вводить теоретический экзамен на права для управления мопедами особого разочарования не вызвал: «В наших условиях эта категория просто бесполезна: за «двухколесными» не гоняются, поэтому они чувствуют себя безнаказанно, и даже на мотоциклах, управление которыми предполагает обучение и получение прав, «молодняк» гоняет беспрепятственно, – продолжает Юрий Панченко. – Для таких самое страшное, что их двухколесного друга заберут на штрафстоянку. Они оттуда его забрать не могут, поскольку часто на этой технике нет заводских номеров, а если и есть, то никаких документов у детворы нет».
Что касается запрета нанимать иностранных граждан на водительскую должность без российских удостоверений, это задаст определенный тон работодателям при выборе кандидатов. В основном это касается транспортных компаний, занимающихся перевозками на маршрутных такси. Предполагается, что выдача прав на нашей территории обеспечит дополнительный контроль профессиональных навыков и отсеет опасный контингент.
«Здесь первопричина в том, что водить с зарубежными правами можно в течение полугода, – говорит Юрий Панченко. – Но если что-то случается, то водитель скрывается у себя на родине, и привлечь его к ответственности и взыскать убытки становится очень проблематичным».
Однако эксперты считают, то это не решение проблемы, поскольку вопрос получение прав они смогут решить денежным путем, да и маршрутчики по большей части нарушают из-за желания побольше заработать, а не по причине незнания правил.
И напоследок, глава комитета по транспорту Сергей Шишкарев наметил вопрос о сроках действия удостоверений. В частности, пожилым водителям старше 65 лет он предлагает чаще менять права – раз в пять лет, а не в десять, чтобы не допускать за руль людей с явно плохим здоровьем. Однако эта проблема могла решиться с тем же успехом, если с аналогичного возраста водителей обязали бы просто всегда иметь при себе медсправку.
«Возможно, это и правильно с точки зрения безопасности окружающих, – оценивает Андрей Николаев. – Ведь справку с собой возить не надо, а предъявлять ее обязывают раз в десять лет при замене прав – разве она может отражать реально состояние здоровья по истечению такого срока? С другой стороны, это ущемление прав человека, причем связанное с дополнительными денежными расходами из-за более частой замены удостоверений».