Есть у водителей мания: непременно взглянуть на «оленя», который тебя подрезал. Иногда ради этого приходится нестись следом, уподобляясь ему, но любопытство сильнее. Ну, казалось бы – зачем? Какая, в сущности, разница? Однако интерес тут зиждется на аристотелевском желании все классифицировать, а для этого нужно знать: за рулем мужик али баба, али, может, юнец безусый? И какого он росту будет, и что на его наглой физии написано?
Помимо, собственно, внешнего вида водителя кое-какие выводы мы делаем, исходя из его позы за рулем. У меня получилась примерно такая классификация.
Утиная поза
Посадка или близко к рулю или очень далеко, спина почти вертикальна, голова тянется вверх на максимальный вылет шеи и чуть запрокинута назад, глаза нередко сощурены. Кажется, сидящий пытается разглядеть передний госномер собственной машины. Хват руля примерно за его экватор (3 и 9 часов)
Поза не располагает к каким бы то ни было сложным маневрам – рулить не очень удобно, да еще маникюр, но проблемы чаще всего возникают из-за того, что в стремлении заглянуть за горизонт «уточки» не очень-то жалуют зеркала заднего вида.
Поза характерна для начинающих водителей обоих полов, особенно при движении по неровной дороге – субъективно кажется, что так лучше видно под бампером.
Поза таксиста
Посадка очень близко к рулю, но хват правильный – 10 и 2 часа. Локти могут быть чуть разведены в стороны. Руление крайне интенсивное, с глубокими перехватами и работой всем телом. Иногда кажется, что водитель обнимает руль, да ведь оно и правильно – руль его кормит.
«Таксисты» не любят прижимать спину к сиденью и пользуются рулем, как поручнем. Ссутуливание помогает не только рулить, но и видеть обстановку на 360 градусов во всех плоскостях, включая вертикальную (до прихода GPS приходилось еще разглядывать номера домов, стоя вплотную к строению).
Таксисты любили эту посадку во времена, когда основным бомбомобилем были «Жигули». Сказывалось отсутствие усилителя и необходимость привести темп руления в соответствие с темпераментом.
Стиль вождения агрессивный, а скорость маневрирование во дворах и на парковках – за гранью понимания даже двух великих Себастьянов, Леба и Феттеля.
Поза директора
Кресло назад, спинка отлого, конечности почти прямые. Не всякий человек сможет не то что ехать, даже выкрутить руль при такой посадке, но директора обычно имеют мясистые ручищи. Поза располагает к комфорту и неге, но есть и более прозаичная причина: иногда подсесть ближе мешает живот. Положение рук на руле зачастую нелогично: например, 7 и 2 часа. Иногда руль находится в нижнем положении и почти лежит на коленях.
Поза директора чаще встречается у водителей больших кроссоверов и внедорожников. Стиль вождения редко бывает скоростным, а вот нарушение «неудобных» правил случаются.
Некоторые принимают позу директора во время езды по трассе. Отчасти это опасно: ради эксперимента, попробуйте выполнить змейку при эталонной посадке и директорской.
Поза пацана
Сама по себе посадка может быть разной – чаще она напоминает директорскую, может быть полулежачей, чтобы хоть чуть-чуть походить на гонщика. Пацана выдают дополнительные признаки, например, запястье правой руки, лежащее на вершине руля (в принципе, похожим образом ездят директора). Запястье на руле несет особое послание миру: поза чем-то напоминает боксера в момент атаки, хорошо видны плечи и бычья шея (если Бог наградил), поданное вперед тело олицетворяет агрессию, а неправильный хват руля – пренебрежение.
Другое подсознательное проявление крутизны – висящая из окна рука, которая демонстрирует умение рулить одной рукой (редкий дар), и бесстрашие водителя перед лицом встречных автобусов. Особенно брутально поза смотрится зимой.
Поза безрукого
Я не знаю, как ездит Безруков, и позу назвал потому, что со стороны кажется, будто у водителя нет конечностей. Он держит руль двумя пальцами снизу, покачивая им при объезде препятствий. Одна рука может висеть повыше, зацепившись за спицу руля. От позы веет уверенностью в себе и своем водительском опыте. Поза как бы говорит: «Я предвижу ситуацию до самого Судного дня и в крайнем случае успею схватиться за баранку». Такой водитель знает правильную посадку, но она скучна.
Поза альпинистки
Руки не держат руль, а висят на его верхней доле, локти при этом согнуты под острым углом, словно водитель подтягивается. При повороте руля локти ходят вместе с ним, поэтому выворот баранки на большие углы затруднителен. При парковке руки перебирают руль маленькими шажками «тю-тю-тю-тю».
Поза характерна для женщин, и наверное, проистекает из желания сидеть повыше и видеть подальше. Эта позиция взаимозаменяема с уточкой, но у нее есть весомое преимущество: в случае критической ситуации легче вскинуть растопыренные ладони, зажмуриться и закричать: «Ааааай!»
Поза ботаника
Идеальное положение кресла, идеальный хват руля. К этой позе трудно придраться, потому что она правильна. Неправильным кажется лишь желание водителя показать всем неправильным свою правильность. Он держит руль двумя руками, лопатки прижаты к креслу, ноги согнуты под идеальным углом. Осанка, опять же. Он не едет, а гордо несет себя через поток. Он был таким с детства.
В этой фанатичной правильности чувствуется сволочной характер. Мол, я не просто конспектировал книгу Цыганкова, я еще и самый горячий его последователь. Даже на парковке ботаник выворачивает руль быстрым перехватом, словно от сэкономленного на этом времени что-то зависит. Садясь в чужую машину он долго елозит и сетует, что ступенчатая регулировка спинки дает погрешность в 3 градуса относительно желаемой им позы.
Черт, да это же я...
Пару слов о правильной позе
В школах экстремального вождения и контраварийной подготовки считают идеальной следующую позу: локти и колени согнуты примерно на 120 градусов, бедра – под прямым углом относительно туловища. Вытянутые ноги должны до конца прожимать педали. При вытянутой руке запястье ложится на верх обода руля без отрыва спины от кресла. Спинка сиденья держит плечи и отрегулирована на почти вертикальное положение: это позволяет лучше ощущать положение автомобиля в пространстве. Верх подголовника находится на уровне макушки.
В принципе, идеальная поза удобна, хотя и не обеспечивает расслабления директорской подсадки. Ее смысл – обеспечить условия для быстрого поворота руля на большие углы, а также плотный контакт позвоночника водителя со спинкой сиденья.