В продолжение разговора об автошколах. Вы когда-нибудь задумывались, как происходит процесс выпекания шарлотки?
Для начала необходимо сходить в магазин и закупить необходимые ингредиенты (точка 1). Затем, конечно же, найти рецепт, который с прошлого раза куда-то делся, хотя всегда был где-то здесь на полочке в шкафчике (точка 2). Далее замешиваем тесто, режем яблоки, достаем форму и все красиво туда укладываем (точка 3). Плиту забыли включить заранее! Придется немного подождать (точка 4).
Ставим форму с будущей шарлоткой в духовку, произнося волшебное заклинание (точка 5). Ждем, периодически заглядывая за стекло и отсчитывая время. Процесс готовности по сравнению с предыдущим этапом идет очень быстро и заканчивается в точке 6.
Вынимаем шарлотку и ставим чайник (точка 7). Выкладываем пирог на блюдо, режем, расставляем чашки и зовем домашних (точка 8).
Получили так называемую S-последовательность. Это график, отображающий жизнь любого технологического процесса.
Вы спросите, а что за V-образная кривая наложена поверх графика? А это затраты. Посмотрите, что, подготавливая процесс выпечки, мы вынуждены нести большие затраты, то же самое и при окончании. Но когда пирог выпекается в духовке, почти никакие затраты не нужны, но одновременно процесс идет по нарастающей с высокой скоростью.
Рассмотрим оба графика в преломлении к строительству дома. В первый момент документацию утверди, землю получи, привязку к сетям сделай, взятки дай, договор на поставку конструкций заключи. Кошмар. Дело фактически стоит на месте, а расходы огромные. Но вот котлован готов, начинается завоз плит, и буквально за месяц-другой дом собран. При этом как-то здорово все крутится-вертится само собой, и результат сразу виден. Далее выходим на отделку. И затем опять огромные затраты на сдачу дома – от благоустройства территории до банкета госкомиссии.
Заметили, что оба процесса – выпекание шарлотки и строительство дома – описываются одними и теми же графиками? Возвращаемся к вопросу об автошколах, который был поднят неделю назад.
Собственно подготовка водителей и затраты на подготовку описываются теми же самыми графиками. Весь период обучения занимает примерно три года.
Какие очевидные выводы можно сделать?
Сразу бросается в глаза, что начало и конец обучения требуют наибольших затрат. Именно поэтому во многих странах применяется двухуровневая система обучения. Здесь интересы новичка (минимизация затрат) и бизнеса совпадают. И в зарубежных странах государство не против попутно решать проблемы безопасности дорожного движения, разбивая обучения на два этапа.
Что касается России, новые программы обучения больше напоминают насос по откачке денег из кармана граждан. А чтобы граждане не остались со своими денежками, как писал в первой статье, самостоятельное обучение и самостоятельную сдачу экзаменов запретили.
На первом этапе обучения (и это основная задача автошколы) важно вывести водителя в точку 5, чтобы он самостоятельно мог выезжать на дорогу и элементарно набираться опыта. Как уже говорилось в предыдущей статье, излишняя опека над водителем со стороны автошколы ведет лишь к увеличению числа ДТП. Все три года ездить с инструктором невозможно. Да и когда вместо новичка в любой ситуации решение сначала принимает инструктор, то ничего из обучения толкового не получится. Самостоятельное ориентирование в дорожной обстановке и угадывание желаний инструктора – два разных, хотя и параллельных, процесса.
Все, что не имеет отношения к точке 5, на первом этапе обучения должно быть отброшено. Именно с этой точки зрения и необходимо рассматривать предлагаемые новшества в так называемых новых программах.
Например, новые требования к автодромам. Автодром должен быть огорожен, на нем должны быть светофоры и знаки, желательно чтобы он был в собственности, а еще лучше – должен быть автоматизированным. Для кандидата в водители все эти требования никак не повлияют на его умения при выпуске из автошколы. Корреспонденты сайта Autochel.ru еще в 2008-2010 годах доказали, что обучение на автоматизированных автодромах никак не сказывается на качестве обучения. Но затраты возрастают.
Различные психологические тесты также должны быть убраны. Годен гражданин к управлению или нет, решают врачи. Медицинская справка – это броня от любых психологических тестов. А вот стоимость 130 тыс. рублей за более чем сомнительную коробочку и программное обеспечение к ней только увеличивает затраты на обучение.
Когда человек идет учиться в автошколу, он готов к тратам. С таким же чувством человек идет к платному окулисту или стоматологу. Но играть на этих чувствах с целью вытрясти как можно больше денег с граждан своей страны, это уже на грани порядочности.
Излишняя информация опасна. Зачем кандидату в водители на первом этапе обучения «Основы пассажирских и грузовых перевозок автомобильным транспортом»? Ему бы элементарно рассказать, как пистолет на заправке в бак вставлять. А то ведь новичок на заправке – это целый спектакль-трагикомедия, особенно когда из автомобиля впереди, обозначенным желтым квадратом, барышня вся такая в синтетике выплывает и искрится в темноте.
На заре ЭВМ группа студентов-программистов в поисках решения своей главной проблемы разработала программу, которая должна была рассчитать максимально калорийное меню на день за минимальные деньги. Программа выдала:
завтрак: на второе – уксус, на третье – уксус;
обед: на первое – уксус, на второе – уксус, на третье – уксус;
ужин: на второе – уксус, на третье – уксус.
Студенты задали приоритетный критерий и получили то, что хотели. Соотношение калорийность/цена у уксуса оптимально.
Когда я просматривал новые программы обучения, то у меня сложилось стойкое впечатление, что задачи безопасности дорожного движения приоритетными не являются. Составители готовы бороться с коррупцией при сдаче экзаменов, с недобросовестными автошколами, они готовы подключить к обучению весьма сомнительный бизнес. Причем решение этих задач намерены оплачивать из кармана учеников. Другими словами, соотношение цена/безопасность весьма далеко от оптимального.
Недавно по телевизору увидел сюжет, где какой-то товарищ говорил, что новичков нужно научить вызывать занос и выходить из него. Учить новичков входу и выхода из заноса – глупость. Я не могу представить, что новички, отъездившие с десяток занятий, смогут справиться с подобным упражнением. Да и нужны ли им такие навыки? Они выезжают на дорогу очень осторожно. Ездят аккуратно. Вот когда, набравшись, как им кажется, опыта, они на втором-третьем году вождения начинают вытворять на дороге несусветные пируэты, вот тогда и надо брать их второй раз под контроль и обучать вождению на грани экстремального. И статистика показывает, что пик аварий приходится на третий год вождения – от точки 6 и далее.
Если впихнуть в курс начального вождения заносы, то у вновь испеченных водителей останется впечатление, что они умеют вызывать занос и выходить из него, а в реальности, спустя полмесяца после получения водительского удостоверения, они смогут выполнять только первую часть задуманного.
Меня лично такая перспектива даже очень пугает. Автошколы ежегодно выпускают два-три миллиона человек. Если когда-либо наше государство добьется того, что любой выпускник на экзамене будет выполнять фигуру входа в занос и выхода из него, то вся эта шатия-братия раз в недельку где-нибудь на дороге в скользком повороте будет пытаться совершенствовать свои навыки…
Обучение экстремальному вождению, как уже говорил в предыдущей статье, ведет к увеличению числа ДТП. Гораздо лучше разработать требования к обучению и методику обучения «почти экстремального вождения», которому и обучать на втором этапе. Тот же выход из заноса, умение трогаться в горку по льду, ударный разгон без пробуксовки и т.д.
По сравнению с автоматизированными автодромами автодромы для обучения «почти экстремальному вождению» будут востребованы. Тот, кто первым их разработает, получит и приличные деньги, и благодарность от учеников, и похвалу со стороны государства.
Юрий Панченко известен как автор книги «Водитель-инспектор. Разговор на равных» (издана совместно с интернет-сообществом «Юридическая грамотность автомобилистов») – книги, в которой в доступной форме объясняются нюансы правовых отношений сотрудников полиции и рядовых автомобилистов в наших реалиях. Юрий является также преподавателем автошколы, автоюристом и занимается выпуском иллюстративных материалов для объяснения правил дорожного движения.