RU178
Погода

Сейчас+1°C

Сейчас в Санкт-Петербурге
Погода+1°

пасмурно, небольшой снег

ощущается как -3

4 м/c,

южн.

748мм 75%
Подробнее
USD 102,58
EUR 107,43
Авто Город Раскодирование

Раскодирование

ПДД основаны на обычной человеческой логике. Например, согласно п. 8.1 ПДД водитель, выполняющий маневр, обязан уступить дорогу всем, чью траекторию движения он пересекает – как транспорту, так и пешеходам. Почему?

Когда автомобиль движется, то другие участники движения могут спрогнозировать его перемещение. Действия водителя, который только собирается выполнить маневр, например начать движение, предсказать невозможно. Конечно, он предупреждает других водителей о своем желании включением указателей поворотов, но момент, когда автомобиль начнет маневрировать, для окружающих – загадка.

Да и сам маневр может выполняться по-разному. Например, водитель может лихо сорваться с места, может плавно тронуться. И его поведение – тоже загадка для окружающих. Логично, что он сначала обязан уступить дорогу (не создавать помех) окружающим, а лишь затем начать движение.

Первая задача преподавателя в автошколе – довести до сознания кандидатов в водители ту логику, которая скрывается за тем или иным пунктом ПДД. Тогда и экзамены водители сдают проще, и впоследствии ездить им легче.

Увы, но знание и понимание этой логики может сыграть злую шутку с водителями.

Дело в том, что глобальное большинство водителей, уловив логику ПДД и предпочитая перестраховываться, ведут себя на дороге смирно и аккуратно. Ничего плохого в этом, с одной стороны, нет. Но с другой стороны, интуитивно чувствуя, как необходимо поступать в той или иной ситуации, водители даже не вспоминают, что их поведение в данный момент регулируется каким-то пунктом из ПДД. А забывать о них нельзя.

Дальше – больше. Следовать логике ПДД удобнее и проще, когда водителя окружают равные ему. Влившись в поток, водитель послушно останавливается вместе с потоком на перекрестке или пешеходном переходе, вместе с потоком водитель объезжает препятствия и т.д., и т.п. И такое поведение можно только приветствовать. Но…

В потоке у водителя создается ощущение защищенности, есть время подумать о чем-то большом и светлом. А чтобы ощущение защищенности не пропадало, послушные водители держат дистанцию до впередиидущего чуть меньше положенного, чтобы никто перед ними не вклинился.

В этот момент водитель еще думает, что понимает и соблюдает ПДД, на самом деле он уже потерял и знание ПДД, и их логику. Дистанцию-то необходимо выбирать, исходя из иных критериев. Правило «Я – как все» губительно. Со временем водитель начинает держать дистанцию до впереди идущего минимальную, а тот рано или поздно тормозит чуть резче, и задний прилетает ему в багажник.

«Законопослушник» искренне не понимает, как это произошло, ведь он весь такой правильный!

Если удел водителя – средний ряд и скорость потока, то у него нет и опыта поведения в экстремальных ситуациях. Аккуратностью в вождении он компенсирует недостаток мастерства: «Я 10 лет за рулем, и ни одной аварии». Но если аварийная ситуация возникает, сманеврировать и уйти от столкновения он не в состоянии. (О маневрировании и торможении в опасной ситуации см. здесь и здесь.)

Мне, честно говоря, все равно (если не сказать грубее), где и как конкретный водитель совершенствует свои навыки вождения. Предполагаю, что тролли в комментариях к статье оторвутся по полной программе. Но отказавшись от самосовершенствования, водитель бессознательно устраивает русскую рулетку на дороге.

Безопасность прежде всего, и без постоянного поддержания навыков вождения на должном уровне водитель подвергает опасности и себя, и окружающих.

Такой водитель в принципе не отличается от вчерашнего выпускника автошколы. Но если выпускник правильно дает себе оценку, то водитель со стажем свои силы переоценивает.

Увы, статистика упряма: основную массу ДТП приносят опытные водители, со стажем 10-15 лет и более, которые мало попадают в поле зрения ГАИ и годами могут ездить без нарушений.

Цель статьи заключена в ее заголовке. Я хочу, что опытные водители раскодировали себя. Чтобы откровенно ответили себе на вопросы типа:

  1. Отвечает ли автоматизм в моих действиях на дороге Правилам дорожного движения?

  2. Не подменил ли я знания ПДД интуицией?

  3. Может, стоит держать дистанцию до впереди идущего побольше?

  4. Где и как я могу проверить свои навыки вождения?

И просто осознали:

  • я проездил 32 года без аварий, но это абсолютно ничего не значит.

P.S. 32 года – это мой стаж вождения.

Юрий Панченко известен как автор книги «Водитель-инспектор. Разговор на равных» (издана совместно с интернет-сообществом «Юридическая грамотность автомобилистов») – книги, в которой в доступной форме объясняются нюансы правовых отношений сотрудников полиции и рядовых автомобилистов в наших реалиях. Юрий является также преподавателем автошколы, автоюристом и занимается выпуском иллюстративных материалов для объяснения правил дорожного движения.

Фото: Фото автора

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
Красавицы из Гонконга жаждут любви. Как журналист MSK1.RU перехитрил аферистку из Китая — разбираем мошенническую схему
Никита Путятин
Корреспондент MSK1.RU
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Мнение
Страшно. Красиво. Как блогер отдыхала в Крыму под звуки выстрелов
Ольга Чиги
блогер
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления