Страховщики называют своей главной бедой автоюристов. Именно их агрессивностью РСА объясняет проблемы с приобретением полисов, а компании – убыточность ОСАГО как вида страхования. Сами водители между тем недоумевают: если юристы отстаивают права клиентов в рамках закона, какие к ним могут быть претензии? Так ли страшен автоюрист, как его малюют страховщики? Разбираемся в нашем материале.
На днях появилось сообщение о том, что Генпрокуратура отметила активизацию деятельности недобросовестных юристов. Некоторые из них даже стали фигурантами уголовных дел. Известно, что под раздачу попали несколько человек из Москвы, а также республик Татарстан и Дагестан.
«Установлено, что резко возросло количество судебных разбирательств, связанных с ОСАГО, что явилось результатом активизации деятельности юридических посредников, направленной не на защиту прав и законных интересов граждан, а на извлечение сверхприбылей», – говорится в сообщении ведомства.
Кто такие «черные» автоюристы
По данным РСА, к проблемным по ОСАГО регионам России относятся Краснодарский край, Волгоградская, Ростовская, Мурманская и Челябинская области.
«Такой термин появился по аналогии с “черными риелторами”, поскольку такие юристы работают зачастую вне рамок правового поля и сами преступают закон, – говорит адвокат компании “Стерлигов, Тараканов и партнеры” Александр Щербинин. – На мой взгляд, ситуация в сфере ОСАГО-страхования просто катастрофическая. Люди, которые действительно пострадали в ДТП, не могут получить страховое возмещение, либо получают его в минимальном размере, не способном покрыть реальные убытки. В то же время “черные юристы” при отсутствии реальных ДТП взыскивают убытки, либо взыскивают убытки в гораздо большем размере, нежели они есть на самом деле».
Такие люди работают не на клиента и защиту его интересов, а на собственный кошелек. В итоге зачастую, уже после суда, хитрый юрист получает большую часть выплат. А если говорить о махровых мошенниках, то они загребают себе вообще все, не оставив клиенту и кусочка.
Как работают «черные» автоюристы?
Как объяснил адвокат, у таких автоюристов, как правило, есть несколько схем действий. Например, имитация несложного ДТП с дорогим и новым автомобилем. В этом случае со страховой в судебном порядке юрист взыскивает не только ущерб, но и утрату товарной стоимости. Затем поврежденные элементы красятся на скорую руку и организуется еще одно «ДТП» с такими же повреждениями. Проворачивать такую махинацию с одной и той же машиной «черные» автоюристы могут несколько раз.
Без разглашения подробностей конкретного дела в Генпрокуратуре сообщается, что в Махачкале основанием для уголовного преследования послужили именно направления в суд фиктивного материала о несуществующем ДТП и подложных исковых заявлений о взыскании с РСА компенсации.
Еще одна распространенная схема связана с переуступкой прав требования от автомобилиста к юристу.
«Представьте: произошло реальное ДТП, но владелец автомобиля не хочет заморачиваться со страховыми, ГИБДД, очередьми и прочим. В этом случае он “продает” (уступает право требования) страховое возмещение “черным юристам”, – объясняет Александр Щербинин. – А те, в свою очередь, производят оценку стоимости ущерба в подконтрольной организации, которая насчитывает в разы больше ущерба. В ход идут фотомонтаж, подделка документов и прочее. Затем деньги через суд взыскиваются со страховой».
К вопросу о завышенных требованиях
Возникает резонный вопрос – неужели сами страховые компании в рамках того же судебного разбирательства не могут доказать, что сумма ущерба юристом завышена? Здесь мнения несколько расходятся. Так, например, автоюрист организации VseRazrulim Лев Воропаев считает, что проблема завышения требований несколько преувеличена.
«Решение в любом случае принимает суд. У РСА или у страховой компании, если они не согласны с заявленными требованиями, всегда есть возможность назначить судебную экспертизу. И они такой возможностью не пренебрегают, – пояснил Лев Воропаев. – С очень большой долей вероятности суд такое ходатайство удовлетворит и назначит экспертизу, которая и установит реальный ущерб».
Между тем Александр Щербинин добавляет, что в данном вопросе не все так просто: «Завышенную выплату страховые компании в судебном порядке оспорить действительно могут, но из-за большого объема дел они не всегда успевают это делать. Во-вторых, на глаз не всегда видно, что выплата завышена, – говорит Александр. – В-третьих, судебная экспертиза тоже не всегда помогает: допустим на бампере есть царапина, по требованиям весь элемент идет под покраску (снятие, установка. подбор цвета, покраска), а в действительности его специально немного поцарапали после реального ДТП, чтобы увеличить выплату».
Тяжбы по ОСАГО – прибыльный бизнес
На самом деле юристов, вышагивающих по тонкой грани или даже преступающих закон, чтобы поживиться на ОСАГО, не так много. Большинство все-таки работает в правовом поле, что также не мешает им «обижать» на деньги страховые компании. Существует распространенное мнение, что судебные тяжбы по ОСАГО действительно стали прибыльным бизнесом для автоюристов. И предпосылки для этого в свое время предоставили сами страховые.
«Предприимчивые люди, в свое время заметив занижение страховыми выплат по ОСАГО, превратили ситуацию в выгодный для себя бизнес. На сегодняшний день практически каждым случаем по ОСАГО занимается юрист. Особенно в так называемых проблемных регионах страны, – говорит автоюрист Лев Воропаев. – А взявшись за дело, юристы отсуживают все, что только можно – штрафы, неустойки, пени и даже моральный вред. Поэтому для страховщиков это убыточно – размеры исковых выплат с учетом всех этих штрафных санкций могут в итоге вырасти в два, три и даже четыре раза».
Что делать, как быть?
Бороться с «черными» автоюристами предлагают путем возбуждения уголовных дел против мошенников (подобно прецедентам в Москве, Татарстане и республике Дагестан). Кроме того, предлагается пересмотреть процедуру оформления выплат по ОСАГО. Например, полностью перейти на «естественное возмещение ущерба» – не денежными выплатами, а ремонтом автомобиля.
«На мой взгляд, возмещение по ОСАГО только в виде ремонта необходимо сделать уже давно. Никаких денег – это сразу уменьшит активность мошенников на рынке страхования», – считает Александр Щербинин.
Хитрый, но не факт, что рабочий способ обезопасить себя от автоюристов придумала компания МАКС. Как сообщают «Ведомости», для заключающих договоры по ОСАГО страховая ввела дополнительное соглашение, согласно которому «клиент обязуется при ДТП самостоятельно обращаться в компанию, не переуступая прав требования другому лицу, иначе ему грозит штраф в 30 000 руб. и возмещение всех расходов страховщика по суду». Правда, как соглашаются большинство юристов, такое требование ограничивает права клиентов компании и противоречит закону о защите прав потребителей, а значит – может быть оспорено в суде.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com