Рублевая стоимость автомобилей остается на рекордном уровне, однако впервые за два года авторынок демонстрирует признаки восстановления. С чем связано оживление?
Хронология подъема
Первым обнадеживающим месяцем стал ноябрь прошло года, когда продажи качнулись в плюс на едва различимые 0,6%, после чего ушли в зимнюю спячку. Долгожданное «дно» никак не прощупывалось.
Однако в марте впервые за два с лишним года объемы продаж подскочили почти на 10%, что уже не получилось списать лишь на статистическую погрешность. Апрель в целом подтвердил неслучайность результата – рынок прибавил 7% относительно прошлогоднего апреля.
Обманчивая статистика
Впрочем, преувеличивать результаты нельзя. Для сравнения в рекордном для России 2012 году апрельские продажи превысили 266 тысяч автомобилей, в апреле этого года не дотянулись до 130 тысяч. То есть плюсовая динамика наблюдается лишь на фоне мрачного для авторынка 2016 года, и рост менее 10% – начало большого пути.
Кроме того, апрель – традиционно самый «живой» месяц для авторынка – в этом году оказался чуть хуже марта, поэтому говорить об устойчивой тенденции преждевременно.
– Пока мы еще не видим установившейся сезонности здорового рынка, что напоминает нам, каким хрупким является текущее осторожное восстановление, – считает председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер.
Но главное, рынок не достиг критического падения, за которым последовал бы массовый исход компаний-автосборщиков из России. И нынешнее оживление, пусть едва заметное, укрепляет позиции тех, кто остался.
Полного восстановления не будет
В пиковом 2012 году в России продали без малого 3 млн автомобилей, а бизнес-планы многих компаний рассчитывались с прицелом на дальнейший рост до 4 млн.
Сегодня о таких цифрах не грезят. Более того, эксперты сходятся во мнении, что результаты 2012 года были отчасти перегреты и не отражали устойчивого спроса. Этот тезис косвенно подтверждается падением продаж в 2013 году, когда еще не было санкций и валютных скачков.
Впрочем, звучат и оптимистичные прогнозы.
– В обозримой перспективе авторынок будет восстанавливаться, и в этом году прирост продаж достигнет 25%, в следующем – под 30%, – считает автомобильный эксперт Александр Рулевский. – Рано или поздно мы снова вернемся к показателям в районе 3 млн автомобилей в год, однако потом все равно рынок стабилизируется на уровне 2,2-2,3 млн автомобилей.
Напомним, что в 2016 году было реализовано чуть более 1,4 млн автомобилей – фактически десятилетний минимум.
Поводы для оптимизма
Эксперты в качестве причин оживления рынка называют отложенный спрос и стабилизацию курсов валют.
– За последние два-три года в России недопроданы десятки тысяч автомобилей, и сейчас рынок отыгрывает этот провал, – поясняет Александр Рулевский.
Одна из точек роста – это люди, планировавшие сменить автомобиль в 2014-2016 годах, но не рискнувшие брать новую машину в условиях сильной неопределенности.
Что с ценами?
Стабилизация курсов валют не привела к откату рублевых цен, что объяснимо: в периоды эскалации курсов стоимость машин не подскакивала в прямой пропорции к цене доллара, евро, йены или воны. Поэтому частичное укрепление рубля не вызывает пропорционального снижения цен. Хорошая новость в том, что рынок приближается к точке равновесия, когда стоимость авто становится оправданной с учетом экономических условий.
Но это же означает, что не стоит ждать снижения цен. В первые месяцы 2017 года были прецеденты корректировки прайс-листов «в минус», например, ощутимо подешевели некоторые модели Ford. Однако массового ценопада не случилось, да и подешевевшие «Форды» все равно стоят значительно дороже, чем аналогичные модели в 2014 году.
Судя по результатам продаж, люди начали постепенно привыкать к новой реальности и все меньше верят в то, что выжидательная позиция позволит сэкономить на покупке.
Автопромовский оптимизм
Автопром не сидит без дела: в России появляются новинки (несмотря на «Эра-Глонасс»), большинство из которых здесь же и собирают. В 2017 году дебютировали новые Hyundai Solaris, Volkswagen Tiguan, BMW 5-й серии, вернулась в Россию Toyota Highlander, запускается производство новой Mazda CX-5, готовятся к выходу SKODA Kodiaq, Audi Q5 и новый KIA Rio.
Впрочем, речи о запуске новых производств или расширении существующих не идет, и единственным исключением стал Mercedes-Benz, подписавший специальный инвестиционный контракт на строительство полноциклового производства легковых моделей в Подмосковье.
В остальном автопроизводители озабочены сохранением и загрузкой существующих мощностей, которая остается на критически низком уровне. Например, по данным «Авторевю», калужский Volkswagen в 2016 году работал на 50% своих возможностей, питерский завод Toyota – менее 40%, всеволожский завод Ford – 12%. Полнее всех использует мощности Hyundai-KIA: при плановых 230 тысяч автомобилей в прошлом году выпущено 207 тысяч.
Пятерка лидеров
Неудивительно, что три модели Hyundai-KIA питерской сборки входят в топ-5 самых популярных моделей: KIA Rio удерживает лидерство в абсолюте, опережая даже Lada Granta, Hyundai Solaris просел накануне смены поколений в январе-феврале, однако апрель завершил на третьем месте впереди Lada Vesta. А Hyundai Creta с самого дебюта удерживает лидерство в сегменте кроссоверов, замыкая пятерку.
Артём Краснов
Фото: Фото производителей