Рост цен на автомобили продолжается весь 2018 год, но осенью процесс стал более интенсивным: ряд марок переписали прайс-листы дважды за месяц. А следующий виток подорожания эксперты ждут уже в январе, поэтому рост цен не ослабляет спроса.
Плюс двадцать и повторить
В период с начала октября по середину ноября цены переписали практически все значимые для авторынка марки. Так, в списке топ-15 наиболее популярных автобрендов нет ни одного, кто не поднял цену хотя бы на пару моделей, а в иных случаях — на весь модельный ряд оптом. И если в иные годы шаг прибавки нередко составлял 10–15 тысяч рублей, то осенью 2018 года чаще всего приписывали сразу по 20 тысяч рублей.
Иногда подорожание было неявным и приуроченным к выходу обновленной модели: так, например, обновлённая Mazda6 в базовой комплектации прибавила 74 тысячи рублей, рестайлинговый Kia Sportage стал дороже на 25–70 тысяч, «УАЗ-Патриот» после очередного апгрейда — на 27,5 тысячи (версия «Классик»).
Но цены на большую часть моделей росли безотносительно обновлений, и процесс был настолько массовым, что сложно выявить наиболее пострадавший сегмент. В списке подорожавших — отечественные бестселлеры (Lada Vesta и Largus), популярные иномарки (Kia Rio, Hyundai Solaris), импортируемые модели (Suzuki Vitara, Subaru Outback), нишевые модели (Mitsubishi L200, Jeep Renegade, Toyota Hilux, Ford Explorer), премиальные (Porsche Panamera, Mercedes-Benz E-класса, несколько Volvo), китайские автомобили (Geely Atlas, Chery Tiggo).
А ряд марок умудрились переписать ценники дважды: например, вышедший только в августе Kia Ceed подрожал на 15 тысяч в конце октября, а затем ещё на 20 тысяч в середине ноября. И если в конце лета Ceed предыдущего поколения стоила от 860 тысяч, то новинку сразу оценили минимум в 950 тысяч, а теперь её цена начинается от 985 тысяч.
Skoda дважды за октябрь-ноябрь скорректировала цена на Octavia, Superb, Rapid и Kodiaq, причём максимальная прибавка в обоих случаях превысила 40 тысяч рублей.
За осень изменились цены почти на все модели Ford, причем кроссовер EcoSport пережил эту неприятность дважды. Дважды прибавили в цене популярные модели Toyota, Mazda, Mitsubishi, Suzuki и так далее.
Мы постарались отыскать среди топ-25 самых популярных моделей наиболее «стабильную» по цене, и оказалось, что дольше всех держится Renault Duster — последний раз он дорожал в апреле 2018 года, правда, существенно — на 30–45 тысяч рублей. Остальные участники рейтинга в течение осени стали дороже хотя бы в одной из комплектаций.
В очередной раз цены на автомобили установили исторический рекорд. Например, в январе 2015 года Renault Logan стоил от 440 тысяч, сейчас — от 554 тысяч. Для Hyundai Solaris, сменившего поколение, прибавка ещё более пугающая: 495 и 695 тысяч рублей соответственно.
Валютный прессинг
Основной причиной роста цен эксперты называют переменчивые курсы валют. В марте доллар колебался в диапазоне 57–58 рублей, затем ступенчато подрос до 62–63 рублей, летом чуть не пробил 70 рублей, а сейчас находится в коридоре 65–68 рублей. Прибавка относительно весны составляет 15–16%, и если перевести это на язык автомобильных цен, то для модели стоимостью 600 тысяч рублей (бюджетный сегмент) прибавка должна составлять порядка 90 тысяч.
На деле, конечно, всё сложнее, например, у моделей разная доля валютной себестоимости, а сам процесс подорожания растягивается во времени и дробится на этапы. Принципы ценообразования автомобильных компаний пояснил исполнительный директор ассоциации автодилеров Челябинской области Александр Рулевский:
— Решение о повышении цены для любой марки обычно сложное и выстраданное, которое много раз взвешивают и обсуждают. У многих компаний есть внутренний курс валют, который меняется реже, чем реальный, чтобы не переписывать ценники в еженедельном режиме. И когда компания видит сильное расхождение реального курса и внутреннего, скажем, до 15%, она анализирует необходимость поднимать цену.
Эксперт добавляет, что корректировка цен обычно растянута во времени и не повторяет колебания курсов валют. Например, при поставке новых моделей существует «лаг» от нескольких недель до нескольких месяцев, поэтому подорожавшие машины могут добраться до автосалонов позже, чем произошло удорожание валют.
— Поскольку каждая компания выбирает стратегию индивидуально, бывают случаи, что момент повышения цен совпадает с временным снижением курсов валют, что создает впечатление аномалии, — говорит Александр Рулевский. — Компании просто отыгрывают повышение, которое случилось на несколько недель ранее.
В этом году были и другие поводы для роста цен: повышение утилизационного сбора и акцизов, отмена льготного режима на ввоз компонентов, общая инфляция. Но если другие факторы хотя бы отчасти компенсируют правительственными льготами (например, такая схема работает в отношении утилизационного сбора), то колебания курсов валют бьют по авторынку напрямую.
— Конечно, основной причиной является падение курса рубля, — считает эксперт агентства «Автостат» Азат Тимерханов. — Также нужно учитывать предстоящее повышение НДС, к которому производители готовятся заранее. Их ценовая политика отличается: многое зависит от уровня локализации, доли импортируемых моделей и прочих факторов. Но в одном все схожи: цены меняют постепенно, а не резко, чтобы не отпугнуть покупателей.
Кстати, неверно думать, что собираемые в России автомобили, даже отечественных брендов, не имеют валютной части себестоимости: например, первоначальная локализация Lada Vesta оценивалась менее чем в 50%, хотя после перехода на полностью отечественные моторы возросла до 85%. Но даже в этих 85% не вся себестоимость рублевая: например, котировки цен на металлопрокат зачастую привязаны к доллару.
Несгибаемые россияне
Активное подорожание автомобилей идёт уже полгода, и тем не менее, динамика рынка остается положительной: по итогам 10 месяцев продажи выросли на 14%. Правда, тенденция к затормаживанию рынка всё же есть, например, в октябре прирост упал до 8%. Тем не менее, даже рекордные цены не выгнали россиян из автосалонов, что позволяет автопроизводителям проводить более смелую ценовую политику.
— В конце года рынок традиционно оживает, — поясняет Александр Рулевский. — Но если несколько лет назад при колебаниях курсов валют россияне «замирали» и предпочитали деньги не тратить, то теперь менталитет другой: люди наоборот спешат «капитализировать» свои накопления, опасаясь ещё большего повышения цен.
И до сих пор эти опасения подтверждались: редкие случаи снижения цены, как в случае с летним «демпингом» на Ford Focus, были связаны больше с маркетинговыми играми, чем фактическим удешевлением.
Когда вы обновляли свой автомобиль?
Январский рубеж
Эксперты ожидают, что точечное подорожание продолжится до конца года, а уже в январе ожидается новый скачок цен, связанный в том числе с повышением НДС с 18% до 20%.
— Предсказать, будет ли это повышением именно на 2% или нет, практически невозможно, — считает Александр Рулевский. — Это будет зависеть от стратегии конкретной компании: кто-то может оставить цены, кто-то поднять больше, чем на 2%. Возможно, основная волна подорожания, связанного с НДС, проявится в феврале-марте, когда в продажу поступят автомобили нового модельного года.
Подобные изменения нередко работают, как сигнал стартового пистолета к синхронному повышению цен.
— В какой-то мере, это снимает с компаний ответственность, потому что они могут сказать: это не мы «жадничаем», это налоги растут, — говорит эксперт.
В целом, изменения стоимости валют выглядят более значимым фактором, чем рост того же НДС, но всё вместе толкает цену автомобилей вверх. Автодилеры настраиваются на тяжелое начало года.
Несмотря на рост цен, автопроизводители выводят на рынок массу новых моделей.
Артём Краснов