На российском рынке авиаперевозок наблюдается первое значительное снижение цен с прошлой осени – с тех пор, как авиационные горюче-смазочные материалы подорожали в два раза. Уменьшение стоимости происходит благодаря снижению цен на нефть, а вслед за ней и на авиационное топливо. На сегодняшний день керосин подешевел уже на 10-15%. И поскольку в бюджетах российских перевозчиков расходы на топливо составляют наибольшую долю – до 50%, это снижение цен позволит не только сократить затраты, но и снизить стоимость билетов. Ряд перевозчиков такое развитие событий уже подтвердили, начав продавать билеты на 2-7% дешевле.
Наиболее значительные результаты изменения цен на керосин заметны у российской низкотарифной авиакомпании «Скай Экспресс». На некоторых направлениях этого перевозчика уровень минимальных тарифов сократился на 35%. К примеру, на маршруте Самара–Москва еще в августе наиболее доступный тариф составлял 1400 рублей, сегодня же на данном направлении действует тариф 900 рублей. Подешевели авиабилеты и на маршруте Санкт-Петербург–Москва – до 1900 рублей, включая топливный сбор 1000 рублей. Минимальные тарифы «Скай Экспресс» варьируются от 900 рублей на коротких маршрутах до 2600 рублей на самом дальнем направлении полетов перевозчика – Тюмени. Обозначенные цены действительны в рамках зимней навигации, то есть до 28 марта. Таким образом, уже сегодня пассажиры «Скай Экспресс» могут запастись билетами по самым доступным тарифам на конец осени, зиму и первый месяц весны.
А компании с топливонеэффектиным авиапарком, состоящим из старых советских самолетов, демонстрируют гораздо менее значительные результаты снижения цен на керосин. Те авиакомпании, где такие воздушные суда составляют пока основу флота, уже объявили о срочном выводе из эксплуатации «расточительных» самолетов и замене их на более экономичные лайнеры иностранного производства. «Скай Экспресс» в этой ситуации повезло, поскольку парк этого перевозчика состоит из самолетов типа Boeing 737, которые, по сравнению с их советскими аналогами, тратят почти в два раза меньше топлива.
Кроме того, Boeing 737 – это самая популярная в мире модель среднемагистрального узкофюзеляжного лайнера, а потому и наиболее используемый тип воздушного судна в парках низкотарифных перевозчиков. И связано это не только с топливной эффективностью, но и с простотой эксплуатации, удобным размером и, конечно, обеспечением высокого уровня безопасности полета. «Воздушный парк Скай Экспресс – это не просто самолеты для перевозки пассажиров, а один из принципов бизнес-модели, – сообщается на сайте перевозчика Skyexpress.ru. – Использование однотипного парка судов позволяет экономить на стоимости технического обслуживания и на складе запасных частей одного типа, что экономически оправдано и отвечает принципам модели «Скай Экспресс». Партнером перевозчика по техническому обслуживанию воздушных судов выступает известная и уже успевшая заработать авторитет компания Lufthansa Technik.
Вывод из эксплуатации советских воздушных судов может привести к дефициту провозных мощностей, поскольку найти быструю замену и старому флоту, и обслуживающему его персоналу, включая пилотов, будет довольно сложно. В свою очередь это может привести к некоторому подорожанию авиабилетов. Поэтому «Скай Экспресс» рекомендует пассажирам приобрести дешевые билеты заранее. «Нет ни одной причины откладывать покупку полета, – говорится на сайте авиакомпании, – ведь билеты по самым низким ценам на самые удобные рейсы выкупаются в первую очередь».
Михаил Комаров