В числе крупных покупок, которые россияне осуществляли в последние полгода, чаще всего называются одежда, медицинские расходы и туризм. А вот бытовая техника, автомобили и ювелирные изделия не пользуются высоким спросом среди наших сограждан.
Исследовательский холдинг «Ромир» выяснил, какие крупные расходы совершали наши соотечественники в последние полгода. Как отмечают исследователи, несмотря на летнюю волну экономического негатива и опасения относительно экономических перспектив ближайшей осени, как для страны в целом, так и для семейных доходов в частности, большинство потребителей пока сохраняют умеренно позитивный настрой в отношении крупных покупок.
Лишь четверть наших сограждан (27%) заявили, что в прошедшие полгода их семьи не совершили ни одной покупки или траты. Каждый третий (36%) не планируют крупных трат в ближайшие шесть месяцев. По мнению экспертов, это довольно стабильные показатели, однако доля тех, кто не планирует расходы и доля граждан, которые не совершали траты, различается на 7-12%.
«Это связано с тем, что часть крупных расходов, таких как оплата экстренных медицинских услуг, ремонт автомобиля, замена крупной бытовой техники, покупка мобильного телефона или украшений носит не запланированный характер», – считают представители «Ромира».
Надежда на одежду
Итак, какие же крупные покупки чаще всего совершают и планируют россияне?
Лидирует в списке расходов – одежда. Ее в качестве одной из уже совершенных крупных покупок назвала почти половина наших сограждан (45%). В прошлом году их доля была более чем в два раза меньше (19%). В качестве возможной крупной покупки следующего полугодия одежду назвали 40% опрошенных. Это также выше, чем в прошлые годы. «Таким образом, меньше одежды российские потребители приобретать не намерены. Возможно, они попробуют приобретать одежду дешевле», – делают вывод исследователи.
На втором месте – расходы на медицинское обслуживание. С этим столкнулась каждая пятая семья (21%). Планируют такую статью расходов в ближайшем будущем только 15% семей, однако, уточняют эксперты, большая часть таких расходов зачастую носит вынужденный и экстренный характер, поэтому реального снижение крупных трат на эти цели не произойдет.
Почти такое же количество семей (20%) за последние полгода потратилось на отдых. Однако ожидается, что спрос на туризм осенью-зимой заметно снизится – лишь 9% россиян планируют потратится на отпуск в ближайшее время.
Дачный сезон сказался на расходах, связанных с ремонтом в квартирах, в загородных домах и на дачах. На это потратилась каждая седьмая (14%) семья. Осенью также ожидается небольшой спад в этом сегменте, а планируют в ближайшие полгода траты на ремонт лишь десятая часть россиян.
Все больше россиян (11%) тратят значительные суммы на повседневные развлечения: походы в кино и театр, на концерты и в рестораны. Снижения расходов по этой статье эксперты также не ожидают. «Высокий театральный и концертный сезон только начинается. И к тому же концерты и рестораны не всегда относятся к разряду твердо запланированных покупок. Из года в год потребители выражают намерение сэкономить на этой статье своих расходов, и из года в год этого им это не удается. По крайней мере, доходы российского кинопроката увеличиваются на 15-20% ежегодно (в рублях) на протяжении последних пяти лет», – констатируют аналитики.
В каждой восьмой (12%) семье за последнее полугодие были совершены расходы на образование. Каждая десятая (10%) – покупала мебель, а в каждой девятой (11%) крупной покупкой полугодия стал мобильный телефон или смартфон.
Кризис рынка
Опасения насчет негативного настроя потребителей подтвердились только в отношении автомобильного рынка. Так, доля семей, как совершивших покупку автомобиля, так и планирующих такую покупку в ближайшие полгода, сократилась в 1,5 раза. Лишь 4,5% участников опроса купили новый автомобиль, приобрести его в будущем планируют лишь 3,5% семей.
Падение спроса на автомобили, которое особо сильно наблюдалось летом этого года, отмечают и автоэксперты. Так, по оценкам директора агентства «Автостат» Сергея Целикова, за восемь месяцев этого года российский авторынок упал на 12%. При этом существенно больше рынка просел массовый сегмент. «Премиальный» сегмент пока продолжает расти, а объем продаж автомобилей, стоимостью свыше 1,6 миллиона рублей в текущем году вырос на 16%. Как пояснил Сергей Целиков, богатые люди меньше зависят от текущей финансовой ситуации в стране и чаще меняют свои автомобили.
Гораздо чаще сегодня нашим согражданам приходится тратиться на обслуживание уже имеющегося автомобиля. Так, одна из 12 семей (8,5%) в предыдущие шесть месяцев потратилась на ремонт, техобслуживание или тюнинг своего авто.