Задолженность по кредитам, выданным в торговых точках, за последний год сократилась на 2,5%, сообщают в коллекторском агентстве «Секвойя кредит консолидейшн». Падение рынка в этом сегменте отмечается впервые. По мнению экспертов, POS-кредиты уходят в прошлое. Такие выводы можно сделать, исходя из роста задолженности в других сегментах розничного кредитования: по кредитным картам они выросли на 21%, по кредитам наличными – на19%.
«Такой продукт как POS-кредит появился в период низкого охвата населения банковскими услугами и, по сути, стал первым опытом общения заемщика и банка. Из-за высоких рисков мошенничества и ограниченного времени для проверки потенциального заемщика ставки по ним выше и всегда будут выше, чем, например, по кредитам наличными», – объяснили эксперты.
В банках, развивающих POS-кредитование, говорят, что этот вид бизнеса действительно переживает не лучшие времена, но так же, как и другие виды необеспеченного розничного кредитования. «В первом полугодии текущего года его объем снизился на 13%. Во втором полугодии мы ждем увеличения продаж, но сезон будет хуже, чем в прошлом году. По итогам года мы не ожидаем роста POS-рынка. Спрос есть, но банки вынуждены очень тщательно подходить к отбору заемщиков», – отметил заместитель председателя правления банка «Хоум Кредит» Юрий Андресов. По его мнению, закредитованность населения и замедление экономики оказывают отрицательное влияние и на POS-рынок.
Тем не менее, россияне по-прежнему используют POS-кредиты преимущественно для покупки бытовой техники. По данным «Секвойи», на этот вид товаров приходится 45% всех выданных кредитов в торговых сетях. Далее следуют товары категории «связь» и «мебель» – 16% и 10% соответственно.