Мобильная связь для российских абонентов стала дороже. Сотовые операторы, стремившиеся в последние годы предложить все более привлекательные тарифы, вновь вынуждены поднимать цены. Значительный рост уже наблюдается в международном роуминге, который подорожал на четверть. Стали платными и некоторые услуги, причем информация об изменившихся условиях не всегда доходит до абонентов.
Колебания на валютном рынке коснулись и тарифов на мобильную связь. «Девальвация рубля будет негативно сказываться на развитии сетей: за те же деньги компании смогут построить гораздо меньше, чем год или два назад, – отмечает аналитик телекоммуникационного рынка, главный редактор интернет-проекта Yamobi.Ru Иван Кущ. – Дело в том, что все оборудование операторы покупают за валюту. В России соответствующая техника попросту не производится». При этом операторы не заинтересованы в повсеместном росте цен – слишком велик риск существенного падения спроса на услуги связи, уверен аналитик. «Сейчас сотовые компании пытаются компенсировать падение курса рубля увеличением спроса на мобильный Интернет, – продолжает эксперт. – А вот международный роуминг уже начал дорожать: в среднем рост может достигнуть 20-25%. Помимо курса рубля это связано и со снижением количества россиян, находящихся за рубежом».
«Все взаиморасчеты операторов с роуминг-партнерами номинированы в валюте, поэтому резкое колебание рубля в конце прошлого года вынудило нас скорректировать цены на услуги голосовой связи в роуминге», – говорит директор по региональному маркетингу компании «Вымпелком» (бренд «Билайн») Алексей Никитин. При этом операторы стараются сохранить доступность мобильного Интернета, удерживая цены на прежнем уровне. «Несмотря на видимое сокращение туристов, отправившихся за границу в новогодние праздники, те, кто все-таки выехал, в два раза больше пользовались мобильным Интернетом в роуминге», – добавляет представитель «Билайна».
Несмотря на озвученную зависимость мобильной связи от валютных скачков, представители сотовых операторов все же считают свою деятельность наименее подверженной влиянию экономической ситуации в стране. «На связи экономят в разы меньше людей, чем на кафе, ресторанах и других видах услуг, – говорит пресс-секретарь компании «МегаФон» Алия Бекетова. – Кроме того, услуги связи сегодня невероятно доступны. Из-за незначительных расходов на мобильную связь и Интернет клиенты не видят экономии в сокращении расходов на них». Хотя, по словам представителя «МегаФона», операторы готовы идти на встречу желающим сэкономить, поэтому в ближайшее время запустят ряд услуг и опций, позволяющих оптимизировать расходы.
Средний мобильный счет по России составляет 300-360 рублей в месяц. Эта сумма гораздо меньше, чем расходы россиян на транспорт и другие мелкие повседневные траты.
Аналитик Иван Кущ рекомендует абонентам, которые не хотят переплачивать, следить за тарификацией на действующем тарифе, а также изучать новые пакетные предложения операторов. При этом нужно оценить спрос на конкретные услуги связи. «Пакет голосовых услуг, SMS и мобильного Интернета зачастую выходит дешевле на 10-15%, чем стандартный голосовой тариф без абонентской платы и услуги Интернета в отдельности», – отмечает он.
Уделять особое внимание тарифным планам советуют неспроста. До недавнего времени изменение очень дешевых тарифов на более дорогие проходило в скрытом формате, что частично позволяло компенсировать недополученные деньги и определенные недоработки по услугам и сервисам, говорит Иван Кущ. Теперь же законодательные нововведения оградят абонентов от подобных ситуаций, а также дадут большую свободу в выборе тарифных планов.
Так, с 15 января этого года абоненты мобильных сетей получили возможность бесплатно менять свой тариф каждые 30 дней, рассказали в компании «МТС». «Если же клиент захочет сменить тарифный план чаще одного раза в течение указанного срока, тарификация будет производиться как обычно, согласно условиям тарифа», – добавил представитель компании.
Еще одно законодательное новшество – персональное информирование об изменениях в тарифных планах с помощью SMS. В сотовых компаниях уверяют, что соблюдают это требование. «Обо всех изменениях в условиях предоставления услуг абонент предупреждается за 10 дней на сайте оператора, а также в «Российской газете», – говорит пресс-секретарь «МегаФона». – В соответствии с действующим законодательством, во всех случаях изменения условий тарификации услуг операторы обязаны уведомлять абонентов посредством SMS».
Впрочем, по словам аналитика Ивана Куща, сотовые компании все равно могут уйти от такого информирования. Например за счет мнимых неполадок в работе сети: ссылаясь на перегрузку SMS-центров, операторы фиксируют отправку сообщения, хотя по факту до абонента оно так и не доходит. В частности, один из операторов «большой тройки» уже сделал платной услугу о пропущенных звонках, правда, «забыв» предупредить об этом своих абонентов.
Фото: Фото с сайта Edemvtai.ru