В начале немного сухой статистики. Центробанк, получив статус регулятора всех финансовых рынков, весной 2014 года плотно занялся вопросами регулирования ситуации на страховом рынке. В начале 2015 года страховой деятельностью занимались 404 страховые компании. К началу 2016 года их осталось более 300. К 2017 году, по оценке представителей регулятора, в России останется примерно 200 страховых компаний. К этому моменту ЦБ обещает завершить «чистку» страхового рынка.
Что это значит на практике?
Во-первых, регулятор совершенно закономерно способствует очищению рынка от неблагонадежных страховщиков. Во-вторых, паника, которая может возникнуть на страховом рынке, внимательному наблюдателю напомнит времена, когда аналогичные процессы – тоже в течение двух лет – шли в банковском секторе. Как мы помним, только в прошлом году были отозваны лицензии примерно сотни банков, санацию проходят ещё 30. Вспомним, чем был недоволен регулятор? Невыполнение предписаний ЦБ, незаконные финансовые схемы и тому подобные «разумные» процессы. Может ли быть стабильной подобная финансовая организация? Спорный вопрос, мягко говоря.
Что же сейчас происходит на рынке страхования, и к чему в ближайшее время может прийти страховая отрасль?
На мой взгляд, самый существенный момент во всей этой истории – то, что ЦБ сообщил о «наличии вопросов» к системно значимым компаниям. Всего их насчитывается 22, претензии могут быть предъявлены к 14 страховщикам из числа лидеров рынка. Сразу скажу, что «Ингосстрах» перемены на рынке страхования воспринимает совершенно спокойно. В первую очередь, поскольку отвечает всем требованиям регулятора.
Почему в принципе началось очищение страхового рынка? Во-первых, избыточное число страховых компаний обуславливает жесткий демпинг (что вовсе не отвечает интересам клиентов, не получивших страховую выплату), во-вторых, известное число страховщиков строило свой бизнес по принципу финансовых пирамид. Конечно, были и благонадежные страховщики регионального уровня, но во времена кризиса они не могут конкурировать с федеральными игроками – с их страховыми резервами, сетью филиалов и иными особенностями крупного страхового бизнеса. Настали времена, когда выжить могут только сильнейшие.
То, что рынок объединяется, консолидируется, – абсолютно нормальный рыночный процесс, и хорошо, что такой процесс начался, поскольку это идёт на пользу финансовой системе. Но что более важно, это идёт на пользу потребителям страховых услуг.
По моей оценке, повторюсь, перенасыщенность рынка игроками, не способными качественно обеспечить страховую защиту своих клиентов, – не на пользу ни людям, ни собственно страховому рынку. Что происходит, когда конкуренция избыточна? Вынужденный и экономически необоснованный демпинг. Тем самым страховщики сами себя загоняют в долговую яму и лишают себя возможности расплатиться с клиентами, если возникнет сложная ситуация.
Разумная альтернатива, при этом способная обеспечить нормальную конкуренцию на рынке, чтобы не было даже признака монополизма – около десяти страховщиков федерального уровня, обеспеченных страховыми резервами в достаточной степени, чтобы выстоять даже при самой неблагоприятной ситуации.
Илья Соломатин, заместитель генерального директора СПАО "Ингосстрах"