Режиссер: Федор Бондарчук
В ролях: Василий Степанов, Юлия Снигирь, Петр Федоров, Гоша Куценко, Сергей Гармаш и другие.
Многих завораживают не просто произведения, искусно созданные великими мастерами, с хорошим сюжетом и умным разворотом, а особая вселенная, которая, как правило, создается не одной сотней страниц. Цикл книг и реализованных сценариев, где рисуется существующий только в голове автора мир, огромный, самостоятельный, наполненный светом и тьмой, вырывает из кресел и уносит гораздо дальше, чем двухсотмиллионные постановки вертолетных взрывов среди бешеных погонь и страстных поцелуев на тонущем лайнере.
Обычно для изображения такого мира читается каждое слово, ведь именно из деталей и состоит любая жизнь, неважно по какую сторону страницы.
Вам не предлагаю. Я человек конченый, а вас впереди ждет светлое будущее.
В случае с «Обитаемым островом» достаточно привести всего одну цитату продюсера фильма Александра Роднянского из интервью журналу «Афиша», чтобы понять русскую задушевную составляющую любого проекта. Сказал он следующее: «Когда только начинали, обратились к Эдуарду Яковлевичу Володарскому. Он своим кряхтящим прокуренным голосом говорит: «А-а-а… не люблю. Ну-у… а на хера это все надо. Ну-у… ладно». И написал, как всегда, талантливо…»
Итак, в 2157 году свободное дитя Мира Полудня Максим Каммерер, заговорившись с бабулей и забыв про приборную панель своего космолета, шлепается на планету Саракш. Там он зачем-то всем улыбается (но если очень нужно – и дерется) и планирует достать корабль для возвращения. Местное население верит в то, что они живут под землей, не одобряет рвение Максима, обзывается и всем своим видом вообще показывает, что зря он у них приземлился. Тем временем правители Саракша – отцы (забавно) – тоже не прочь привязать странника к пыточному стульчаку.
В целом, положительно картину можно рассматривать лишь как очередную недурную попытку вырваться из плена сетей российских кинотеатров. Пусть в Голливуде фантастические боевики с таким бюджетом штамповались двадцать лет назад, а белокурые ангелы вышли из моды с бесславием братьев Торсуевых, попытка – не пытка. Хотя, скорее, эх, была – не была! И создатели щедро отправляют каждый лишний миллион, который должно было бы использовать на добротную отрисовку танка, в карман рекламщиков. Зачем?
Затем, что с какими бы благими намерениями ни рвались создатели экранизировать полуденный мир Стругацких, сколько бы крови на съемочной площадке ни утекло, режиссер натурально издевается над зрителем ежеминутно. Абсолютно весь антураж собран по кусочкам из голливудских зарисовок, причинно-следственные связи событий смазаны, а главного героя показывает Василий Степанов, тот самый, что гасит свечи в торте улыбкой. Именно показывает, он же не в актеры записывался, упаси господи еще и лицедействовать там, где не старались ни Суханов, ни Гармаш, ни Куценко с клешней Доу Джонса.
Объективно, чтобы всерьез оценить старания съемочной команды, нужно подождать апреля, когда увидит свет часть вторая. И тогда у каждого появится конституционное право хулить или хвалить продукт.
– Препарировать будешь?
– Обязательно.
– Живодер…Но отдельную страницу уже можно выделить под режиссерскую работу Бондарчука, с одной стороны хорошего сына своего отца по части масштабности взглядов и перспектив, с другой – одиозного прокурора, на досуге валяющегося в ванной с розовыми лепестками посередь кабинета, больше смахивающего на будуар капризной барышни. Тем не менее стараниями этого режиссера создается огромный пласт российского кинематографа, который в настоящем времени массово годен для рейтинговых показов на ОРТ, а в будущем – как энциклопедия маркеров постперестроечного кино. Сам Бондарчук же, имея возможность привлекать неплохие средства для создания умного, или хотя бы красивого кино, вторя своему герою, улыбается и машет.