Режиссер: Джеймс Кэмерон
В ролях: Сэм Уортингтон, Зои Салдана, Сигурни Уивер, Стивен Лэнг, Мишель Родригес, Джованни Рибизи и другие.
...и завидую тем, кто только собирается на просмотр главной премьеры текущего уик-энда, месяца и, пожалуй, десятилетия, – «Аватар» Джеймса Кэмерона. Не скажу за других, я ждала этот релиз больше года: по мере поступления информации о нем преждевременный восторг то и дело сменялся разочарованием, а разочарование – предвкушением. И что бы ни чувствовали другие на премьерном показе, это было целым событием, которое открыло новую дверь в киноискусстве и наверняка положит в карман создателей увесистую долю золотых рыцарей на бобинах. Потому что Кэмерону удалось повторить зрительское впечатление как от первого в мире фильма с паровозом.
Для злопыхателей, воспитанных современным арт-хаусом и всюду ищущих изысканные сюжеты, скажу, что Кэмерон заранее предупреждал – в «Аватаре» этого делать не стоит: история очень простая, местами даже штампованная, но это ни в коем случае не дает ни единого минуса всей картине.
Вкратце. Бывший морпех Джейк Салли, коротающий дни в инвалидной коляске, хоронит брата-близнеца, который должен был лететь на планету Пандора, изучать ботанику и животных, а также культуру местного племени На'ви. Поскольку воздух на Пандоре для человеческого организма не предназначен, ученые выходят в чисто поле в телах аватаров, созданных индивидуально для каждого оператора из ДНК землян и На'ви. Аватары стоят бешеных денег, в связи с чем Джейку предлагают заменить брата.
При первой же вылазке в опасный лес морпеху не везет – он отрывается от группы и в конечном счете оказывается в смертельной опасности, из которой его вытаскивает аборигенка Нейтири. Так Джейк получает возможность жить в племени и учиться, чтобы стать одним из них, стать воином. И всё бы ничего, только главная цель базы землян все-таки не флора и фауна, а ценный минерал, который позволит выбраться нашей задыхающейся планете из энергокризиса, и деревня, в которой живет Джейк, стоит на самом большом его месторождении. Герою поручается добыть данные, которые позволят или дипломатически, или силой прогнать На'ви, но упрямый морпех уже полюбил Нейтири, и защиту племени и планеты теперь ставит выше любого приказа.
В общем, сквозят нотки то «Покахонтас», то игры Albion, и ничего особо примечательного, если бы не одно «но». Джеймс Кэмерон потому и носит это имя, что может сделать из незамысловатого (а замысловатость тут и ни к чему) потрясающую вещь. Все 2 часа 40 минут на экране творится настоящее волшебство, каждую секунду хватающее зрителя то за сердце, то за задницу, то за всё вместе.
Наверное, немногим известно, что знаменитый режиссер еще и превосходный художник – рисунок обнаженной Роуз из «Титаника» принадлежит его рукам. «Аватар» Кэмерон создавал всю жизнь: сама концепция, внешность На'ви, природа чужой планеты созданы его воображением, впрочем, как и все остальное – язык аборигенов, мифология, культура... Выстраивая кусок за куском ноосферу Пандоры, Кэмерон выстроил абсолютно новую вселенную масштабов Star Wars, которая, несомненно, поглотит умы миллионов. К тому же, «Аватар» задумывался как трилогия, и эту идею пообещали воплотить, если фильм окупится, в чем сомневаться не приходится – это нужно смотреть в кинотеатре, чтобы не истерзать себя за то, что пожалел пары сотен и не увидел многого за дрожащими экранками.
Что вам даст кинотеатр? Многочисленные сцены на безымянных высотах парящих гор Пандоры, удивительная проработанность каждого персонажа, чуткость в деталях, игру света в мерцающем ночном лесу, гармоничное цветовое решение картины – мягкие синий и зеленый; профессиональный точный дубляж, уместный 3D-формат наконец. И это определенно тот случай, когда любых денег за это приключение будет не жалко.
– Я не привык разговаривать с деревом. Но если Грейс там, с тобой, посмотри на ее воспоминания о нашем мире. Мы убили свою мать…
Один из впечатляющих моментов – актерская работа, что также не позволяет обвинить «Аватар» в поклонении спецэффектам и схематичности. До четвертого «Терминатора» неизвестный Сэм Уортингтон в роли Джейка Салли воплотил даже не калечного морпеха «из клана солдафонов», он выложил целый хрестоматийный образ, который в душащей безвыходности своей храбростью, силой и любовью пробивает дыру на волю. Зои Салдана в роли трогательной Нейтири сумела соединить запредельную женственность с твердой воинственной натурой. Грейс, персонаж Сигурни Уивер, вообще удивляет – строгий руководитель проекта «Аватар» и единственный человек, бережно обращающийся с новым миром, на десятой минуте фильма едва не послан подальше, однако именно она оказывается ключом к свободе. Выше себя прыгнула и Мишель Родригез – наконец клише суровой военной дамы изжило себя, и ее героиня Труди уже не так смахивает на побитого жизнью прапора. «На хрен надо...», – заявляет Труди, убирает палец с курка и разворачивает вертолет с бойни в деревне. Впрочем, каждый актер, участвующий в этом проекте, шагнул дальше уже потому, что сумел разыграть подлинные чувства в выдуманном мире.
А выдуманный мир На'ви кажется более реальным, чем наш с вами, даже с непостижимой физикой. Пандора – неразрывный симбиоз всего живого, а там даже камни живые. На'ви на равных общаются и с животными, и с деревьями, создавая невидимые связи на клеточном уровне. Потеря каждой травинки – неописуемое горе, планета – один организм, они научились уважать ее, бережно пользоваться ее энергией, не ранить ни действием, ни мыслью. «Я вижу тебя», их очень простое и глубокое приветствие как «Я перед тобой и чувствую тебя», выдает в На'ви мирный и спокойный народ. И в этой абсолютной гармонии орудуют настоящие варвары, роющие многокилометровые карьеры ради денег. Безжалостно убивающие местное население ради денег. Не уважающие ничего из того, что На'ви пытались дать. С таким обращением с супостатами обычно разговор короткий, но не в этот раз. Ведь племена живут фактически в первобытном обществе, построенном не на техническом развитии, а на совершенстве и первозданности их мира – на их стороне лук, стрелы да преданные птеродактили. А у людей, надо полагать, и боевая техника при себе, и автоматы наперевес...
В «Аватаре» есть где посмеяться, есть где и всплакнуть. Но пробирает почему-то уже после сеанса, когда задумываешься об идее. Кэмерон выдвинул самую глобальную мысль, какую нашел – проблема нашей цивилизации (не такая она и цивильная, если оглядеться) в том, что она находится в глубокой яме, собственноручно выкопанной. На'ви берегли Пандору, и она ответила им в самый страшный день взаимностью. Поможет ли нам Земля, когда человечество попадет в аналогичную ситуацию? Вряд ли.
И вдруг становится невыносимо горько. От того, что мы уже разрушили и больше не вернем. От безбожного образа жизни, от слепого фанатизма, бесконечной череды кредитов, приводящих к полуторке с евроремонтом и широкоэкранному телевизору. А по телевизору – все девять грехов и нескончаемое порно... И горько, и тошно, и никуда не деться – Пандоры не существует, а на Земле время уже не повернуть. Сопливо? Нет. Посмотри, чем ты живешь. И подумай, зачем ты живешь.
Благодарим за сотрудничество «СИНЕМА ПАРК».