Интеллигентный человек – этот тот, кто стремится причинить как можно меньше неудобств другому. Эту цитату в разных трактовках приводят в своих произведениях, письмах и интервью Аркадий и Борис Стругацкие, и Сергей Довлатов, и Булат Окуджава. И если погуглить, то наверняка можно набрать еще с десяток подобных высказываний, прозвучавших из уст известных поэтов, писателей и просто образованных людей.
Другими словами, интеллигентный человек всегда заботится о комфорте других. Придержать подъездную дверь, чтобы она не хлопала, ибо жители квартир на первом этаже сходят с ума от этого ежедневного ба-бах. Держаться в стороне, если не движешься со скоростью потока на тротуаре или в подземном переходе. Не курить на остановке, потому что дымом окутывает всех, кто ожидает транспорт, включая детей. В общем, как-то стараться не причинять собой дискомфорт.
Если данное стремление взять за основу интеллигенции, то, по последним наблюдениям, таковой у нас в городе – да что там! – и в стране осталось мизерное количество. Может быть, одна миллионная от всего населения. Потому что население нынче с азартом соревнуется в том, кто доставит максимальный дискомфорт окружающим. Я не говорю сейчас про пьяниц, которые слабо способны контролировать не только свои действия, но и желания. Я не говорю и про всем известный банк, всем известную почту и прочие ЖЭКи, у которых причинение дискомфорта прописано в уставах и должностных обязанностях. Я говорю о простых людях, которые гадят окружающим бесплатно и, что немаловажно, с удовольствием.
Способов для этого есть миллионы, что еще раз подчеркивает не только изобретательность нашего народа, но и его особо извращенное чутье к чужому раздражению. Например, можно войти в маршрутку и остановиться на ступенях, сначала роясь в карманах в поисках мелочи, а потом и пересчитывая ее. Насладиться бурчанием остальных желающие войти, и только после этого сесть на сиденье у самого входа, обязательно выставив ноги в проход. И каждый раз блаженно улыбаться, глядя, как другие пассажиры изящно перепрыгивают через них, протискиваются бочком или запинаются.
А можно ехать сразу по двум полосам, особенно если габариты машины позволяют занять половину правой и половину левой. И еще можно чуть-чуть сбросить скорость, наблюдая, как позади тебя мечутся другие водители, которые бы и рады обогнать тебя, но полполосы для них маловато.
Если нет машины, надо проявить смекалку и нервировать окружающих другими транспортными средствами. Например, детской коляской. Встать на узком проходе между двумя лужами и сосредоточенно искать звенящий телефон сначала в куртке, потом в коляске, потом снова в куртке, в сумке, в коляске, в куртке. Пусть люди раздраженно шипят, шлепая по лужам: ты ведь родила ребенка, а значит совершила подвиг во имя человечества! Так что человечество подождет, не переломится.
Дети вообще идеальный инструмент для троллинга окружающих. Видишь: у витрины отдела образовалась очередь из трех-четырех человек – скомандуй своему отпрыску: «Выбирай, что тебе купить» и отпусти поводья. Пусть он кинется к витрине, топча ноги стоящих и распихивая их. Его не тронут: он ребенок, а ты получишь несказанное удовольствие, глядя на их перекошенные раздражением лица.
Ситуаций, в которых можно нагадить, каждый день возникает тысячи. Главное – применить к их реализации творческий подход. Припаркуйся у выхода с детской площадки, чтобы мамы с детьми в колясках протискивались кое-как. А потом еще выйди и наори на них, что они поцарапали тебе машину. Разговаривай по телефону на всю маршрутку, рассказывая последние сплетни про Таньку, которую бросил Славка, потому что ушел от нее к Машке. Выстави мешки с мусором в подъезд и оставь там на пару дней. А еще лучше – выкидывай мусор прямо из окон, чтобы заскучавшему дворнику было чем заняться и чтобы жители первых этажей были информированы о твоей личной жизни и потребительской корзине.
В общем, не ленись и проявляй смекалку, потому что на каждый день найдется герой, который обойдет тебя в этом незримом соцсоревновании. И не слушай брюзжания про интеллигенцию и взаимное уважение. Затрат на него много, а удовольствия – чуть.