Уже вот-вот в Ростовскую область придут холода, снегопад и гололедица, которые станут причиной сотен аварий и многокилометровых заторов на донских трассах. К ликвидации чрезвычайных ситуаций уже сейчас готовятся спасатели и дорожники. При этом жителям Ростовской области обещают, что попавшим в беду этой зимой спасатели оперативно придут на помощь. О том, как идет подготовка к зиме и чего донским водителям ждать от спасателей, рассказал начальник Южного регионального центра МЧС России Игорь Одер.
– Игорь Владимирович, сегодня ваша служба активно готовится к зиме и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которые традиционно возникают в это время на трассе М-4 «Дон». Как проходит эта работа?
– Сами понимаете, зима традиционно приносит очень много сюрпризов, к которым мы должны быть готовы до их появления. Поэтому сегодня наша работа направлена на подготовку к этим рискам. Очень большое внимание при этом уделяется межведомственному взаимодействию. Безусловно, здесь стоит вопрос готовности оперативных служб коммунального хозяйства. Во всех субъектах нашего округа состоялись комиссии по чрезвычайным ситуациям, где подробно обсуждались вопросы подготовки к зиме и, конечно, готовность оперативных служб. В настоящее время проходит ряд проверок, в рамках которых мы анализируем нашу готовность к зиме. Скажу, что сегодня в округе группировка, которая будет ликвидировать последствия ЧС, произошедших в связи с зимой, составляет более 47 тысяч человек и семи тысяч единиц техники. Более половины из группировки – это силы оперативного реагирования, которые в течение 30 минут должны отреагировать на ту или иную чрезвычайную ситуацию. Особое беспокойство всегда вызывали проблемы прохождения наших дорог в зимний период и ДТП, которые происходят в это время. Пристальное внимание при этом уделяется трассе М-4 «Дон».
Вы, наверное, слышали, к какому коллапсу привели погодные изменения на трассе Москва–Санкт-Петербург. Мы бы хотели, чтобы у нас такой ситуации не сложилось и мы были бы готовы к подобным вещам, чтобы заранее был отработан механизм взаимодействия с местными властями, которые в случае необходимости будут способны развернуть пункты обогрева и питания. Необходимо сейчас также изучить наиболее опасные участки трассы М-4 «Дон». Они уже известны, надо просто ими сейчас позаниматься. Кроме того нужно выстроить надежные планы, чтобы в случае наступления времени «Ч» четко сработала вся система, оперативные группы вышли на рубежи и выполняли свои задачи слаженно и в четком взаимодействии. Вот основные задачи, которые мы решаем сегодня. Сейчас у нас работает оперативная группа, которая проедет по трассе и определит насколько к возникновению ЧС готовы дорожные службы, муниципальные образования, насколько то, что мы спланировали, сегодня реально готово к действию. В скором времени мы получим эту информацию.
– Вы упомянули о событиях на трассе Москва–Санкт-Петербург. Будет ли учтен этот опыт и в чем будут отличия работы в Ростовской области?
– В первую очередь мы следим за метеорологическими прогнозами и будем оповещать людей об ухудшении погодных условий. В этой связи, наверное, многие примут решение не перемещаться на автомобилях, ограничить движение или сделать привал до улучшения погодных условий. Одна из главных задач – заранее проинформировать людей. Это мы будем делать в том числе и с помощью СМИ. Во-вторых, мы заранее спланируем те места, где водители смогут устроить привал. Там будет обустроено и питание и медицинская помощь. Кроме того, сейчас мы выясняем, какое количество техники, в том числе и тягачей, доступно для применения в ликвидации ЧС. Мы смотрим, где такая техника есть, как ее привлекать, выясняем контакты, чтобы в случае необходимости она прибыла оперативно. В настоящее время мы буквально в каждое муниципальное образование выезжаем и выясняем, чем они могут помочь в той или иной ситуации: где оперативно брать песок, где тягачи доставать, где будут располагаться пункты обогрева и питания.
Здесь очень важны вопросы межведомственного взаимодействия. К примеру, на трассе М-10 Москва–Санкт-Петербург существенную помощь в решении сложившейся ситуации оказали муниципальные образования. Там были нарекания к работе дорожных служб, но в то же время большое спасибо было сказано главам муниципальных образований, которые оперативно вмешались и организовали необходимые пукты обогрева и привалы. Коллеги муниципалы очень здорово поработали, это факт. Надеюсь, что в ЮФО муниципальные образования тоже не подведут.
– Будет ли использоваться авиация в ликвидации ЧС?
– Конечно. В настоящее время у нас готовы два вертолета Ми-8, которые будут использоваться для изучения ситуации, облета, разведки и, конечно, оказания помощи. Кроме того у нас есть спасцентр МЧС, где есть спасатели и техника, готовые оперативно развернуть мобильные пукты питания и обогрева. Сегодня они тоже готовятся к участию в ликвидации последствий, связанных с заторами на дорогах.
– В этом году, по вашему мнению, удастся ли избежать транспортного коллапса на М-4 «Дон», как это было в прошлом году?
– Мы сделаем все для того, чтобы проблем было как можно меньше, чтобы более четко было спланировано движение, была четкая информация, все вопросы были упреждены. Безусловно, в этом году все будет по-другому, сегодня более высокая степень готовности и нашей службы и других служб. Собственно этому и посвящается наша текущая работа. Мы также постараемся учесть и применить опыт наших коллег еще на стадии подготовки к зиме.
– Назовите самые сложные участки дорог в Ростовской области.
– Самыми опасными участками дорог М-4 и М-6 остаются восемь участков в Ростовской области. Это Чертковский район с 779 по 785,9 км, Миллеровский район с 836,1 по 858 км, Тарасовский район с 877 по 884 км, Каменский район с 897 по 916 км, Красносулинский район с 944 км по 959 км, Октябрьский район с 1006 по 1025 км, Аксайский район с 1025 по 1068 км, Азовский район с 1092 по 1118 км.
– Когда ожидается ухудшение погоды настолько, что потребуется помощь спасателей?
– Понижения температуры и осадков мы ожидаем во второй декаде декабря, после 15 декабря. Более точные прогнозы у нас на три дня, на них мы и ориентируемся в работе. При этом у нас остается запас в три дня, чтобы скорректировать наши ближайшие действия. Ежедневно по утрам мы внимательно изучаем прогноз на ближайшие двое-трое суток и по ним выстраивается работа всех наших служб. Даже рекомендации поступают, кому и что сделать. Это касается коммунальных служб, дорожных служб, муниципальных образований. Все они получают от нас ежедневные прогнозы и рекомендации.
– На территории ЮФО, как вы сказали, оперативная группировка насчитывает 47 тысяч человек и семь тысяч единиц техники. Как изменилось это количество по сравнению с прошлым годом?
– Это силы, которые сегодня можно реально привлекать, то есть исправные машины, готовые люди. Есть, к примеру, дорожные организации, которые сообщают, что у них готовы 40 человек и 15 машин. А проверяем мы, и выясняется, что из этого количества только восемь машин исправны.
– Вы сказали, что на трассе М-4 «Дон» в случае ухудшения погодных условий появятся пункты обогрева и горячего питания. Придется ли донским водителям, попавшим в заторы, платить за горячие обеды?
– Пункты обогрева и горячий чай будут, безусловно, бесплатны. Но комплексные обеды мы просто не сможем предоставлять, так как нам выделяются целевые средства, а на это денег у нас нет. В то же время в случаях, когда в затор попадает автобус с людьми или, не дай бог, с детьми, там местные власти всегда находят способы покормить таких людей бесплатно. Кроме того, мы предупреждаем людей, где есть возможность затора и подсказываем, где есть по трассе кафе. Мы просим сотрудников кафе в случае образования заторов не закрываться в 20:00, а перейти на круглосуточный режим работы, чтобы попавшие в затор люди могли покушать. Как правило, нас слышат и на наши просьбы реагируют. Кроме того, по трассе будут курсировать мобильные пункты обогрева – большегрузные автомобили, где люди смогут переждать в тепле, попить чай, пока расчистят дорогу или ликвидируют аварию на трассе.
– А как ЮРЦ будет оповещать жителей области об ухудшении погодных условий? В прошлом году такая информация приходила посредством СМС на мобильные телефоны. В этом году будут приходить такие сообщения?
– Безусловно, СМС-оповещения в последние годы мы очень активно используем. Операторы сотовой связи идут нам навстречу и передают эту информацию абонентам. По крайней мере, в Ростовской области это все отлажено и здесь вопросов никогда не возникало. Кроме того, буквально на въезде на опасные участки сотрудники ГИБДД тоже будут информировать водителей о том, что впереди существует проблема и лучше какое-то время переждать. Кроме того соответствующая информация будет передаваться посредством СМИ, Интернет. У многих в машинах работает радио, по нему мы будем сообщать об оперативной обстановке.
– С любой ли точки трассы М-4 «Дон» сегодня можно дозвониться по телефону единой дежурной диспетчерской службы 112?
– Да. По всей трассе также доступен наш телефон 01. И тот и другой телефон работают в круглосуточном режиме. Также все службы ГИБДД имеют свои телефоны, которые можно увидеть на их автомобилях.
Фото: Фото с сайта Мchs.ru