В условиях непростой экономической ситуации многие петербуржцы с особым вниманием наблюдают за динамикой рынка недвижимости. Этот актив для большинства горожан был и остается самым важным, и колебания цен на жилье и темпы строительства для многих – даже тех, кто не готов сейчас вложиться в покупку квартиры или дома, – являются существенным показателем, отражающим процессы текущего экономического развития и позволяющим строить прогнозы. За комментариями портал 178.ru обратился к бизнесмену, руководителю строительной компании «Л1» Павлу Андрееву.
– Скажите, пожалуйста, по-вашему, как могут повлиять экономические санкции, которые могут быть применены в отношении России, на рынок недвижимости?
– Санкции как таковые пока ни на что не влияют, и не очень понятно, наступят ли они вообще в глобальном масштабе. На данный момент все то, что мы имеем, – это меры против конкретных людей с конкретными фамилиями. Бывают случаи, когда вполне стороннему человеку не повезло быть однофамильцем кого-то из списка тех, кто попал под санкции, в этом случае остается только пожалеть. Но глобально на экономику страны, а значит, и на рынок недвижимости, они пока не способны повлиять никоим образом.
– Как отразятся события на Украине на развитии рынка недвижимости в России? Стоит ли покупать недвижимость на Украине?
– На Украине ситуация, безусловно, крайне нестабильная, во что она будет выливаться, станет понятно только после выборов президента. У нас сейчас там есть несколько объектов в разработке, мы их пока приостановили до лучших времен. Что касается недвижимости – лично я в недвижимость, например, в Крыму, сейчас вкладываться бы не торопился. Неизвестно, как дальше будет развиваться этот регион, все зависит от политической воли. Сейчас крымчане взвинтили цены на жилье в надежде, что мы немедленно начнем его скупать в расчете на скорые дивиденды от туризма. Но если руководство страны решит, скажем, обождать с крупными вливаниями в развитие региона, эта туристическая составляющая появится там еще не скоро.
– Чем грозят рынку недвижимости нестабильность рубля и валютные колебания?
– Если говорить об игре на курсах, то крупные игроки для сохранения средств всегда предпочитают диверсифицировать свою валютную корзину. В этом смысле колебания, которые есть и будут всегда в той или иной форме, ни на темпах строительства, ни на уровне цен на недвижимость отразиться не должны. Мы все трудно пережили кризис 2008 года, когда паническое поведение людей довело в общем-то несложную экономическую ситуацию до тяжелейшего состояния. Однако справились и с ним. Поэтому, с учетом полученного опыта, нынешняя картина воспринимается намного проще, точно без паники, а значит, не будет и запредельных потрясений.
– В условиях нестабильности экономики стоит ли вкладывать сбережения в недвижимость? Стоит ли откладывать сделку, дожидаясь более благоприятного момента?
– Недвижимость была и будет в цене всегда, особенно в Москве и Санкт-Петербурге. И в глобальном плане она всегда будет расти. В этом смысле это всегда выгодное вложение. Вопрос в том, что вложения в недвижимость не окупаются моментально. Если мы говорим о непрофессиональных игроках, о людях, которые покупают квартиру на последние сбережения для себя, то, конечно, о быстрой прибыли здесь говорить неуместно. В таком случае это в первую очередь покупка необходимого товара и только во вторую вложение средств. Но вложение это в любом случае надежно и со временем не обесценится, а, напротив, вырастет. Колебания цен, конечно, существуют, но это всегда кратковременный период, а не реальное падение. Выжидать такой момент для покупки или инвестиции довольно рискованный ход, так как в период ожидания цена может безвозвратно уйти вверх.
Если говорить о выборе между первичкой и вторичкой, то первичка, безусловно, выгоднее, в особенности если вкладываться на начальном этапе строительства. Разница в цене между ними может достигать 40 и даже более процентов. Сейчас на рынке остались только самые надежные игроки, поэтому риск неполучения квартиры даже в случае кризиса очень мал. В пересчете на общие цифры сдаваемого ежегодно жилья вероятность попасть в подобную историю – не выше, чем вероятность попадания в авиакатастрофу. Не будете же вы из-за этих сотых доли процента отказываться от полетов?
– Как, на ваш взгляд, будет меняться ситуация на региональных рынках недвижимости?
– Региональные рынки уже сейчас демонстрируют рост. Очень много заключается контрактов. В частности, мы готовимся начать крупный проект в Новосибирске, который был остановлен в 2008 году. В принципе у нас вся экономика на перспективу, так или иначе зависит в первую очередь от политической ситуации – а здесь реакцию народа просчитать трудно. В 2008 году все чересчур перепугались. А сейчас, наоборот, на такой возникшей волне патриотизма никакие санкции на экономическую ситуацию повлиять не смогут. Значит, продолжат двигаться все рынки, рынок недвижимости в частности.
– Каковы ваши прогнозы в отношении развития рынка зарубежной недвижимости?
– Надо понимать, что при покупке недвижимости за рубежом вы всегда платите еще какую-то часть сверху. В Монако, к примеру, несмотря на декларируемое отсутствие налогов, гербовый сбор составляет 9% от стоимости, и вам придется выждать некоторое время, прежде чем вы с ценой вашего приобретения выйдете на ноль. Это что касается извлечения прибыли. А если смотреть на это как покупку жилья для себя, например, вторую дачу – сейчас сравнительно дешево можно купить недвижимость в Болгарии, в Черногории. В Испании, в Италии цены стоят мертво, и неизвестно, сколько еще простоят. Тут вы сами определяете, зачем вам это нужно.
– Говоря о недвижимости Петербурга: многие годы специалисты говорят о необходимости развития так называемого серого пояса – промышленной зоны на границе исторического центра. И тем не менее дело не двигается. Что этому мешает, на ваш взгляд?
– Здесь все дело в бюрократических препонах, которые не дают работать. Чиновники не видят и не воспринимают интересы бизнеса, они на каком-то своем уровне. Количество барьеров, которые приходится преодолевать, несоизмеримо с возможной прибылью. Здесь же и КГИОП, который ставит на охрану все, что придется: у них работа такая – пополнять списки памятников. Они и пополняют. Хотя эти списки уже и так, на мой взгляд, за гранью разумного. Не может быть в городе 6000 памятников. Мы, когда покупали под застройку завод «Вулкан» на Петроградке, столкнулись с такой проблемой. Там был внутри допотопный станок – как оказалось, памятник, трогать нельзя, хотя его никто в жизни не видел и не увидел бы никогда, он развалился на наших глазах. Другое дело, когда сталкиваешься действительно с интересным объектом, как, например, старинная водокачка на нашем комплексе «Премьер-Палас» – у меня у самого безо всякого КГИОПа никогда бы рука не поднялась ее тронуть. Это же настоящее произведение искусства. Украшение всего нашего комплекса. Мы не то что ее сохраним, мы еще и деньги вложим, чтобы привести ее в порядок.
А шесть тысяч памятников восстанавливать просто некому. У нас не та экономическая и ментальная ситуация, чтобы можно было кого-то заинтересовать каким-то псевдопамятником. Сделать, например, хороший лофт из старой фабрики – дорого, только себестоимость выйдет под десять тысяч долларов за квадрат. В более богатой Москве этот номер редко, но все-таки проходит, а в Петербурге некому это покупать, те, кто могут платить такие деньги, в основном предпочитают традиционный люкс или как минимум хай-тек. Ну, найду я двух-трех экзотических покупателей на такой лофт – а кто заполнит остальное пространство?
Поэтому к работе с серым поясом должен быть, во-первых, глобальный, а во-вторых, разрешительный, а не запретительный подход. Только тогда экономика заработает, и превращать дряхлые заводы в город-сад станет выгодно. Город надо не только защищать, город надо еще и развивать, как всякий живой организм, заботиться о его жизненно важных органах – дорогах, социальной инфраструктуре и, конечно, отработавших свое заводах. И развитие это должно происходить сбалансированно, без перекосов в сторону закадья, чтобы не получалось, что на периферии вроде все новенькое, а под носом, прямо на Неве, по сути руины.
И мы очень ждем такого поворота и, как всегда, надеемся на лучшее. И в городе, и в стране.