RU178
Погода

Сейчас+2°C

Сейчас в Санкт-Петербурге
Погода+2°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -1

2 м/c,

южн.

739мм 80%
Подробнее
USD 100,68
EUR 106,08
Город Александр Сокуров, российский режиссер, преподаватель: «С платным образованием шукшиных у нас не будет»

Александр Сокуров, российский режиссер, преподаватель: «С платным образованием шукшиных у нас не будет»

То, что система образования в России испытывает в последние годы жесточайшие трудности, очевидно сегодня практически всем. Каковы причины этого кризиса, к чему может привести этот все развивающийся процесс и как его остановить – об этом корреспондент 178.ru поговорил с одним из самых выдающихся режиссеров мирового кинематографа и практикующим преподавателем Александром Сокуровым.

– Сейчас все и на всех уровнях отмечают катастрофическое падение качества образования. С чем вы это связываете, и, самое главное, есть ли возможность каким-то образом – и, если да, то на каком уровне – этому противостоять?

– Образование – это, в первую очередь, система. То есть, качество образования, которое получает человек в средней школе в Санкт-Петербурге, должно быть таким же, как и качество образования, которое получает молодой человек или девочка в Махачкале, в Дербенте, в Вологде или в Ленинградской области. Если и говорить о каких-то принципиальных, тотальных удачах практики коммунистической партии Советского Союза, то это, конечно, способность создать именно систему образования. Всякими способами образование в Советском Союзе было лишено сословных и имущественных дефектов.

Я – человек из обычной советской семьи, учился в обычной школе в далеком городе, отдаленном от России и от центра, – и я мог поступить в университет, меня хорошо готовили в моей школе, у меня были хорошие учителя, так же, как и у моих ровесников – потому что многие поступали учиться в вузы... Кто-то шел рабочими, кто-то поступал в профтехучилище, кто-то поступал в вузы... Но на всех уровнях, везде были разные люди, и когда я поступал в университет, поступали также из сельских школ и откуда угодно, и мы одинаково соревновались на экзаменах. Это означает, что общий уровень обучения, подготовки у всех, вне зависимости от расположения школы.

– А сейчас, вы считаете, та система разрушена?

– Она разрушена имущественным способом – тем, что в течение длительного времени сама школа испытывала страшные трудности. Так же как любая профессиональная среда: если ее пропустить через искусственные внешние трудности, она теряет свое качество.

– А высшая школа?

– Высшая школа – это вопрос об элите. В любой профессиональной среде государство должно обязательно заботиться о сохранении элитного слоя. Возьмите семью: что такое в семье мама? Это элита. Если у мамы – у женщины, у которой дети, у которой семья – есть все, что надо, то уверяю вас, 90% проблем так или иначе будут решены... Когда перестали думать о достоинстве преподавателя в школе и в университете, о зарплате, когда перестали контролировать деятельность всяких комиссий по присуждению званий, когда стали разрушать систему культуры выборности ректоров, и так далее, – тогда резко упало качество знаний.

Десятилетиями в России государство как бы участвовало в разрушении системы, которую оно должно было беречь, как зеницу ока, – строгую систему образования. Образование – всегда система, и все вопросы к образованию – это вопросы к системе. Допускает, например, система высшего образования Соединенных Штатов существование частных вузов, у которых попечительские советы и прочее, и прочее? Допускает. При этом деятельность этих вузов и деятельность попечительских советов окружена постоянным контролем государства – есть определенные границы.

Конечно, тяжелым ударом по качеству образования в нашей стране было введение платного образования. В России категорически нельзя, на мой взгляд, допускать платного высшего образования. Я говорил об этом и Владимиру Владимировичу Путину, говорил на всяких заседаниях, но это тема, на которую не дают даже развить предложения. Пресекают сразу. Я много раз говорил о том, что нельзя допускать платного образования в творческих вузах, потому что в итоге в творческих вузах начинают учиться дети, у которых родители могут заплатить. И конечно, никаких шукшиных там уже и не будет. Начинается самое обыкновенное сословное образование, введение имущественного ценза...

– Почему вы подчеркиваете, что именно в России это невозможно?

– Потому что уровень общей социальной культуры очень низок, средний уровень жизни населения ниже, чем в Европе. Поэтому случаи попадания из этой среды, где исходно низкий уровень жизни, в систему художественного образования талантливого, способного человека не столь часты. Никакие сословные, экономические обстоятельства не должны этому препятствовать получению образования... К тому же Россия – страна большая по размеру, гигантская... Это обстоятельство, именно для получения образования, является усложняющим жизнь молодежи, стремящейся получить качественное образование.

Фото: Фото автора

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Мнение
«Цены попадали в идеальный шторм». Как ситуация на авторынке России стала зловещей
Анонимное мнение
Мнение
«Мясо берем только по праздникам и не можем сводить детей в цирк»: многодетная мать — о семейном бюджете и тратах
Анонимное мнение
Мнение
Любовницы, проститутки и случайные связи — бизнесмен откровенно рассказал о своих изменах
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления