В Музее электрического транспорта Санкт-Петербурга открылась выставка, посвященная 120-летию ледового трамвая.
В феврале 1895 года по скованной льдом Неве побежали первые в городе пассажирские вагоны на электрической тяге. В честь знаменательной даты сотрудники Музея городского электрического транспорта подготовили специальную выставку, которая начинает работу 3 февраля. Посетители смогут увидеть уникальные экспонаты – чертежи, рисунки и макеты, которые открыты для всеобщего обозрения впервые, пишет ИА REGNUM.
Первые маршруты напоминали аттракцион «американские горки»: вагоны двигались по наклонно уложенным рельсам, разгоняясь под действием силы тяжести. Горожан перевозили с Сенатской площади на Васильевский остров и обратно. Но уже в следующую зиму миниатюрные открытые вагоны, рассчитанные на 20 пассажиров, заменил настоящий трамвай – на электрической тяге, как его стали называть, «ледовый трамвай».
Ледовые вагоны не сохранились, зато уцелели уникальные исторические чертежи: технические рисунки вагонов, схемы маршрутов и контактной сети. Шпалы и рельсы были уложены прямо по льду, вагоны получали питание от контактного провода, натянутого на деревянные столбы, вмороженные в лед. Переправой по льду Невы пользовались до 900 тысяч пассажиров за сезон.
В музее представлены также исторические фотографии и подлинные цветные открытки начала XX века, на которых изображен ледовый трамвай. Ледовый трамвай ходил вплоть до зимы 1911 года – уже наряду со своим сухопутным собратом. С пуском обычного трамвая в Петербурге в 1907 году рентабельность электрических переправ по льду Невы стала снижаться, и они со временем прекратили свое существование.