Францию потрясли массовые акции протеста, подобных которым здесь не было уже 50 лет. На улицы городов вышли сотни тысяч простых французов. Формально толчком к началу протестов стало введение дополнительного «экологического налога» на топливо, но в целом люди протестовали против роста цен и снижения уровня жизни. Бывшая россиянка, живущая во Франции, рассказала о том, как это выглядело вблизи.
Кто такие «желтые жилеты»
Движение «желтых жилетов» (Gilets jaunes) первоначально возникло как ответ на решение французского правительства ввести дополнительный «экологический налог» на топливо. Налог введен давно и привязан к размеру выбросов углекислоты, который производит автомобиль. Смысл его заключается в том, чтобы стимулировать автовладельцев переходить на транспорт с меньшим количеством выбросов. Однако повышение налога было только спусковым крючком, в принципе люди были возмущены падением реальной покупательной способности.
Движение «желтых жилетов» не было организовано ни одной из французских политических партий. Люди выходили на улицы, прочитав призывы протестовать в социальных сетях. Желтые жилеты были выбраны как способ самоидентификации, поскольку изначально такой жилет должен быть в каждом автомобиле.
Выступления были зафиксированы по всей Франции и в целом ряде европейских стран (Бельгии, Германии, даже Черногории). «Желтые жилеты» не ограничивались простыми манифестациями. Они перекрывали движение автомобилей на автотрассах, блокировали центральные улицы в городах. Повсеместно зафиксированы случаи разбоя и мародёрства, которым подверглись недостаточно защищённые магазины.
Корреспондент Сети городских порталов поговорил с нашей бывшей коллегой Алиной Кузменкиной, которая переехала во Францию 3 года назад, и попросил рассказать, что происходит на улицах в дни акций «желтых жилетов» и как рядовые французы воспринимают происходящее. Мы публикуем ее рассказ с незначительными сокращениями:
«Выступления «желтых жилетов» идут уже месяц, но самые большие опасения были по поводу прошлых выходных. Ходили слухи, что они пойдут брать Елисейский дворец. К счастью, ничего такого особенного не произошло, больше боялись. Ну или полиция хорошо сработала. С самого утра начали винтить всех подряд.
И как-то морально уже были готовы, что ли. Это была уже четвертая акция «желтых жилетов» с середины ноября по субботам. «Революция у нас проходит по расписанию», — шутят знакомые.
В общем и целом я не слышала ни одного негативного отзыва о манифестациях «жилетов» ни от коллег-французов, ни от знакомых. Что касается цены на топливо, то это считают просто последней каплей. Все последние реформы как-то не вызывают вообще никакой радости. Цены растут. Я, например, за электричество буду платить с 1 января около 75 евро в месяц, перерасчет составил 28 евро. Налоговая реформа началась уже. В образовании тоже реформы. Для студентов из России Франция вообще скоро станет недоступна — с сентября год обучения на 1–3-м курсе государственного вуза будет стоить 2770 евро, в магистратуре — 3770 евро. И это не считая трат на жильё, проезд, еду и прочее. Да даже чтобы получить студенческую визу, нужно иметь на счету никак не меньше полмиллиона рублей. Мне три года назад год в магистратуре обошелся в 250 евро.
Как конкретно все это сказалось на жизни города? Ну, скорее это сказалось на туристах — закрыты практически все музеи, архитектурные и исторические памятники и магазины в центральных частях правого и левого берега, даже Эйфелева башня.
Многие ветки метро были закрыты в течение дня, оставшиеся работали с перебоями. Чтобы добраться с левого берега на правый в субботу, 8 декабря (по сути, пересечь Париж), мне потребовался час вместо обычных 20–30 минут. В общем, «на всякий случай» люди предпочли не выходить из дома вообще и смотреть онлайн-трансляции с улиц в интернете и по телевизору. Параллельно по телевидению весь день шли всевозможные дебаты и обсуждения.
Из «позитивных» последствий манифестаций — мои друзья проехали через полстраны на машине бесплатно, так как «желтые жилеты» блокировали контроль на автобанах и пропускали весь транспорт бесплатно. А автобаны у нас стоят прилично.
Многих шокировало то, что в прошлые выходные изуродовали Триумфальную арку. Но опять же, как сказал один мой знакомый: «Если это нужно, чтобы нас наконец услышали, пусть её (арку) хоть бы совсем разнесли».
И похоже, что он оказался прав — после событий 1 декабря правительство пошло на уступки относительно повышения цен на топливо. Собственно, «желтые жилеты» своего добились — в 2019 году цены пообещали не увеличивать.
Вообще удивительно, но «желтые жилеты» мало кого раздражают в отличие от забастовки на местной железной дороге и авиаперевозчиков весной. Вот тогда реально было чувство, что задолбали. А сейчас просто не идешь туда, куда не надо, но и это можно пережить один день. Без бутиков тоже можно один день пережить, и без музеев тоже. У меня такое ощущение, что есть какое-то общее понимание, что эти «лишения» не просто так, а для перемен к лучшему. Вообще интересное ощущение: сидишь дома, пьешь винишко и смотришь в онлайн, как по знакомым улицам едут бронемашины, горят тачки и строят баррикады.
Макрону все предрекают, что это был его первый и последний срок. От него ждали какого-то обращения к нации после погромов в Париже 1 декабря, но — тишина. Это вообще ему не добавило плюсов».
Стас Соколов