Режиссер: Филлип Нойс
В ролях: Анджелина Джоли, Лив Шрайбер, Чиветел Эджиофор, Даниэль Ольбрыхский, Аугуст Диль, Дэниэл Пирс, Хант Блок и другие.
Когда я вырасту, я поеду в Калифорнию и устроюсь работать независимым консультантом по русской культуре. Это такой специальный человек, который мог бы подсказать Фавро при создании «Железного человека 2», что в новостных титрах пишется не «теперь», а «сейчас», а выражение «новости глаза» – вообще бог знает что. Каждый раз, пересматривая большинство неплохих, в общем-то, фильмов с русскими во главе угла («Шакал» например), я пускаю скупую женскую слезу и имитирую скупой женский плевок.
Вот и на этот раз премьера очередного уик-энда «Солт» с бравной Джоли в своем хрестоматийном образе суперледи, кулаком усмиряющей «огурец» с ОМОНом, увеселительна ровно настолько, насколько же серьезно сделана. Голливудские товарищи, выпустившие в восьмидесятых «Красную жару» со Шварцнеггером, усиленно изображающим русского кэгэбэшника, решили не останавливаться на достигнутом и, подкрепив действие адекватными спецэффектами и более удобоваримой актрисой, сделали такое, что русскому человеку должно прописываться как ситком.
Ценный кадр ЦРУ Эвелин Солт собирается после трудного рабочего дня отмечать годовщину свадьбы, как вдруг появляется перебежчик, которому нужно срочно устроить допрос. Мужик представляется неким Орловым, рассказывает Эвелин фантастическую байку про советскую подготовку кротов к службе в секретных подразделениях США, способных ждать своего задания многие годы, а затем заявляет, что она одна из них. Солт, то есть теперь уже товарищ Ченкова, должна убить президента России, после чего начнется массированная атака на Соединенные Штаты посредством активизации ядерного оружия. Коллеги Эвелин тут же берут на мушку, однако та, вроде как ни при делах, из последних сил мастерит из ножки стула, средства для мытья посуды и туалетной бумажки гранатомет и сваливает восвояси – вроде как спасать мужа, а заодно и зачем-то все-таки убивать президента.
Запланированная интрига не выглядит на десять баллов, как это было в трейлере – основной вопрос картины, крот Солт или порядочная американская гражданка, начинает проходить мимо сразу после того, как зрителя стараются запутать в первый раз. Не совсем ясно, чего это она вообще куда-то бежит; тем более непонятно, чего это она бежит убивать похожего на порнобарона президента, да еще и своего родного.
Вторая проблема картины – крайняя неправдоподобность, которую жанру удалось одолеть еще в трилогии Борна. Вызывают крайнее недопонимание все эти лобызания хозяйского перстня, форма сотрудников милиции времен восьмидесятых, вертолет над белокаменным кремлем в центре крепостной российской глуши…
Не оставляет никаких вопросов разве что Джоли – ее актерское амплуа, самое очевидное в подборке всех ее лучших ролей, спасет практически все, что было нещадно запорото. Ей даже меховая шапка идет.
А еще крайне сложное сценаристское положение со всеми этими агентурными гамбитами могли бы спасти заурядные решения, однако создатели-затейники, погрузившись в глубокие думы, не могли придумать ничего лучше, как запутать этой историей самих себя и вывести ее в конечном счете не на твердый the end, а на возможность сиквела. А он в свою очередь обязательно состоится по двум причинам.
Первая заключается в том, что актерский ансамбль в этом балагане не абы какой, а все-таки Джоли, Шрайбер и Эджиофор, а эти трое и поодиночке спасут любое безобразие – кто губами, кто харизмой, кто мастерством.
Во-вторых, доля российских сборов на фоне общемировых составляет сущие копейки, так что показывать нас в разгар застолья с медведями можно еще долго – никто ничего не заподозрит. В конце концов, мексиканцы наверняка смеялись над «От заката до рассвета», японцы – над «Последним самураем», а над «Страстями Христовыми» уж точно с неба кто-нибудь похихикивал.
Благодарим за сотрудничество «СИНЕМА ПАРК».