«Агентство регионального развития» провело маркетинговое исследование перспектив развития рынка газобетона в Северо-Западном федеральном округе. Согласно его данным, интерес к использованию газобетона как строительного материала растет на протяжении последних 10 лет. Доля его использования выросла на 19 процентных пунктов и достигла 53%.
Консолидированный план производства автоклавного газобетона (отличается большей плотность) в России на 2023 год составлял 15,7 млн м³. В 2024 году, по прогнозам Национальной ассоциации производителей автоклавного газобетона, ожидается рост объемов выпуска газобетона на уровне +7,5%, до 17,2 млн м³.
Газобетон имеет абсолютное преимущество по объемам потребления в большинстве федеральных округов России. По данным 2023 года, доля газобетонных блоков в структуре всех мелкоштучных стеновых материалов в СЗФО составляет 57%. Наиболее высокая доля применения газобетона зафиксирована в ЦФО — около 64%.
Жилищное строительство (сегменты многоквартирных домов и индивидуального жилищного строительства) является основной сферой применения газобетона. Перспективы организации производств данного строительного материала обусловлены не только такими преимуществами, как его высокая прочность, легкость и экологичность, но и растущими темпами жилищного строительства в стране и ряде регионов.
За последние три года среднегодовые темпы объема возведения жилья в РФ составляют 9%. Таким образом, основными потребителями газобетона становятся крупные застройщики.
Потенциал Архангельской области в сфере строительства
В 2023 году Архангельская область наряду с Псковской, а также Санкт-Петербургом вошла в число регионов с наибольшим приростом запусков новых проектов жилищного строительства на территории СЗФО.
При этом к 2023 году в регионе ожидается наибольший синергетический эффект реализуемых проектов в сфере строительства и развития инфраструктуры, в том числе:
потенциальный объем ввода жилья при реализации 13 масштабных инвестиционных проектов составляет порядка 565 тысяч м2 до 2029 года;
по программе «Переселение граждан из аварийного жилфонда на 2019–2025 годы» предусматривается расселить 457,8 тысячи м2 жилья;
в 2025 году готовится к реализации программа «Арктический квартал» по создаваемой территории опережающего развития (ТОР) с общим градостроительным потенциалом более 200 тысяч м2;
в 2024 году разработана концепция создания первого в Арктической зоне города-спутника на 28 тысяч жителей в Приморском муниципальном округе в районе аэропорта Архангельск;
планы по реализации крупных инфраструктурных проектов, например строительство глубоководного района морского порта Архангельск и прочее.
Развитие жилищного строительства обусловлено следующими факторами: повышение качества жизни населения — потребности в новом жилье; необходимость расселения аварийного жилого фонда и формирования современной инфраструктуры, сопутствующей реализации проектов развития.
Одним из факторов роста потребительского спроса на строящееся жилье стал запуск в декабре 2023 года программы «Арктическая ипотека» — за время действия одобрено более 5,7 тысячи заявок.
В целом приходу инвесторов в сферу жилищного строительства и не только способствуют механизмы государственной поддержки, предусматривающие предоставление земельных участков без торгов, а также налоговых льгот.
Посмотреть другие инвестиционные ниши можно на сайте «Агентства регионального развития» тут.
Поддержка и перспективы для бизнеса
С 2020 года Архангельская область входит в часть самой большой экономической зоны в мире — Арктической зоны Российской Федерации.
Получить резидентство здесь может компания, планирующая привлечение инвестиций в проект от 1 млн рублей при его реализации на территории Архангельска, Северодвинска, Новодвинска, Приморского, Онежского, Мезенского, Пинежского, Лешуконского районов или на Новой Земле.
Сегодня такой статус получили более 240 компаний (общий объем инвестиций по резидентским проектам — более 148 млрд рублей). Основные преференции для резидентов: налоговые льготы, земельные участки без торгов, субсидирование 75% от суммы страховых взносов, субсидии затрат на создание инфраструктуры, льготное кредитование.
Также с августа 2024 года начато формирование территории опережающего развития (ТОР) «Столица Севера», которая станет второй в Арктической зоне, создаваемой с учетом успешного опыта развития таких территорий на Дальнем Востоке.
Создание ТОР в Поморье даст импульс развитию региона, позволит привлечь инвесторов, в том числе на подготовленные площадки (в границах ТОР планируется создание индустриального парка), предложив дополнительный преференциальный режим.
Развитие мер поддержки нацелено в первую очередь на развитие производственных мощностей в наиболее перспективных направлениях развития промышленности. С учетом динамики роста жилищного строительства одним из таких направлений становится производство современных строительных материалов, например таких, как газобетон.
Сегодня потребление газобетона в Архангельской области оценивается на уровне 41 тысячи м2.
При этом с учетом влияния крупных инвестиционных проектов (портфель инвестпроектов в сфере строительства в регионе составляет более 60 млрд рублей) емкость данного рынка к 2030 году вырастет не менее чем в два раза (до 70 тысяч м2 и более).
Справочная информация об экономическом потенциале Архангельской области
Ключевыми факторами инвестиционной привлекательности Архангельской области являются:
выгодное географическое положение (область является крупным транспортным узлом и имеет доступ к морям: Белому, Баренцеву, Печорскому и Карскому);
значительный запас природных ресурсов (лесных, полезных ископаемых, рыбных);
близость к потребительскому рынку России и Европы;
наличие машиностроительного кластера;
наличие потенциала жилищного строительства.
В Архангельске расположен крупный морской порт, осуществляющий экспорт продукции и транзит грузов. Через Архангельск проходят два транспортных коридора: Северный морской путь и Международный евроазиатский транспортный коридор («Север — Юг»). Создание производства газобетона на территории Архангельской области позволит исключить логистическое плечо величиной 700–1000 км. Соответственно, стоимость партии продукции, произведенной внутри Архангельской области и доставленной из других регионов, будет отличаться как минимум на 70 000 рублей.
Кроме того, планируется строительство глубоководного района морского порта Архангельск, а также реализация проекта строительства железнодорожной магистрали через Сыктывкар до Перми (Белкомур). Таким образом, преимущества географического положения обеспечивают значимость Архангельской области в развитии Северо-Западного федерального округа (СЗФО) и России.